Кризис сократил заработки украинцев вдвое и отвязал оклады от доллара. Как поведут себя зарплаты в ближайшие месяцы?
Премьер-министр Украины заработал за 2009 год 225,6 тыс. грн., что составляет более 18 тыс. грн. в месяц. Для сравнения: горняки на Северном ГОКе Рината Ахметова ежемесячно зарабатывали 2878 грн., на Полтавском ГОКе у Константина Жеваго — 2975 грн. Рядовой же украинец, по данным Госкомстата, к январю 2010-го довольствовался суммой еще меньшей — 1916 грн. Кстати, именно 1916 грн. составлял уровень средней зарплаты в безоблачном сентябре 2008-го.
С этого момента, судя по официальной информации, резкое падение доходов населения происходило дважды: 16% «откусил» январь 2009-го, на 14% упали зарплаты в январе этого года. Но в действительности наиболее масштабное сокращение зарплат прокатилось по Украине весной прошлого года. Правда, в отчетах Госкомстата оно не отразилось, так как коснулось конвертной части жалованья украинцев. А в ряде отраслей, по оценкам экспертов Фокуса, «черная зарплата» достигает 80% дохода. «Прошлой весной компании массово урезали зарплаты на 60% по отношению к докризисному уровню», — говорит Елена Грищук, директор HR компании «Форсаж».
Год спустя работодатели, вроде бы, решили пересмотреть оклады в сторону повышения. По данным компании PricewaterhouseCoopers, в этом году две трети предприятий запланировали увеличение бюджета фонда зарплаты на 11%. Фокус выяснял, сотрудникам каких компаний светит прибавка к жалованью.
Кому в валюте
Кризис внес свои коррективы и во всенародную любовь украинцев к доллару. Нестабильность приучила нас к вопросу: «Сколько ты зарабатываешь?» добавлять: «И по какому курсу?». И это неудивительно, ведь с 2008 года компании фиксировали зарплату, негласно номинированную в валюте, по собственному, внутреннему курсу — от 5 до 7,5 грн./$. Зарплатой, привязанной к курсу НБУ, сегодня сотрудников балуют некоторые компании из сферы фармацевтики, IT, телекома. «В IT около 80% фирм выплачивают жалованье либо в валюте, либо в гривневом эквиваленте по текущему курсу НБУ. Это связано с тем, что большинство их клиентов находится за рубежом», — считает Ольга Беша, консультант компании Brain Source International. «Привязка к валюте остается в юридических и некоторых автомобильных компаниях», — добавляет Елена Веселкова, старший консультант группы Human Capital компании «Эрнст энд Янг». Между тем большая часть предприятий отказалась от номинирования зарплат в валюте. Из 150 работодателей, опрошенных «Эрнст энд Янг», лишь 20% сохранили привязку к доллару и евро. «К концу 2009-го около 80% компаний деноминировали зарплату в гривне, и количество таких работодателей увеличивается», — говорит г-жа Веселкова.
На повышение
«В декабре 2008 года я получал 5,5 тыс., а к июню 2009-го — 2,5–3 тыс. гривен», — рассказывает Ростислав Майкович, аналитик столичной консалтинговой компании. Именно консалтеры и посредники оказались на передовых позициях по падению зарплат — крупные предприятия-заказчики во время экономической нестабильности отказывались от их услуг. Наравне с консультантами пострадали финансисты, строители и работники автопрома. И в этом году у них вряд ли получится наверстать упущенное. «Я не вижу предпосылок для повышения зарплат в рознице или автобизнесе как минимум до конца 2010 года», — признает в беседе с Фокусом Дмитрий Святаш, совладелец корпорации АИС (дилер автомобилей марок Citroen, Audi и других). В финансовом секторе самый завидный прирост ставок — в 5% намечается в некоторых банках. «А до кризиса темпы роста зарплат в финансовой сфере достигали 20–40% в год», — подчеркивает Владимир Лавренчук, председатель правления «Райффайзен Банк Аваль».
Наибольшие шансы на прирост заработка, по прогнозам экспертов Фокуса, имеют сотрудники IT-сферы, телекоммуникаций и фармацевтики. «Номинальное увеличение ставок у нас произошло в прошлом году, и пока мы не планируем повышения», — объясняет Людмила Безпалько, генеральный директор Борщаговского химико-фармацевтического завода, добавляя, что повышение жалованья на ее заводе — результат оттока кадров: ценных сотрудников перекупали в иностранные фирмы. «Я работаю в компании четыре года и привык к периодическому повышению ставок. С «черной осени», ноября 2008 года, мое жалованье застыло на отметке 7 тыс. гривен» — рассказывает Александр Квашук, сотрудник отдела контент-услуг компании МТС. Впрочем, первый посткризисный пересмотр зарплаты до 9 тыс. грн. Квашук ожидает уже в середине апреля. Ростислав Майкович также надеется на повышение зарплаты — в пределах 20% в гривнах к 2011 году. Хотя, по мнению экспертов Фокуса, предпосылок для роста ставок среди консалтеров по-прежнему нет. Впрочем, Константин Ткаченко, менеджер по развитию бизнеса кадрового холдинга «Анкор в Украине» считает, что в целом по стране динамика роста зарплат может составить 5–7%, но лишь в случае оживления экономики. Однако в этом году инфляция при неблагоприятном сценарии может достичь и 20%. Тогда даже запланированное 5–11-процентное повышение окладов вряд ли отразится на благополучии украинцев.
Маргарита Ормоцадзе
По материалам «Фокус»