Зарплата граждан Украины в прошлом году упала до рекордного минимума. Теперь меньше украинцев в Европе не зарабатывает никто — даже у ближайших соседей из Беларуси и Молдовы дела обстоят лучше.
Семья 35-летней киевлянки Натальи Ковалевой, состоящей из двух взрослых и ребенка-школьника, всего за год оказалась на грани бедности. У этих типичных представителей украинского среднего класса все случилось в одночасье: глава семьи, дизайнер, потерял работу, Ковалевой на треть урезали зарплату, а оставшуюся часть переполовинило снижение курса нацвалюты.
После оптимизации бюджета семья стала реже покупать мясо, развлечения финансирует по остаточному принципу, на одежду денег не выделяет совсем, а при выборе косметики и бытовой химии главным критерием стала цена, а не качество. «Жить стало сложнее», — сетует Ковалева.
В подобное положение попало множество ее сограждан. Более того, исследования говорят, что падение заработков оказалось столь значительным, что средняя зарплата в Украине стала самой низкой в Европе.
Финансовый кризис, стремительная девальвация гривни относительно доллара, работодатели, которые экономят на персонале, — вот что сделало украинцев европейскими аутсайдерами по заработкам.
В октябре 2009 года украинец, по данным Госкомстата, получал в среднем чуть более $240 в месяц. В Молдове этот показатель был на $10 выше, в Беларуси равнялся $375, в России достигал $670. В Польше средняя зарплата составляла в два раза больше российской, в Германии равнялась $4,5 тыс., а в Дании и вовсе была на уровне $5,2 тыс.
«Реальные доходы (украинцев), конечно, больше — если учесть зарплаты в конвертах, но и с ними они получают денег меньше всего в Европе», — говорит Элла Либанова, директор Института демографии и социальных исследований (ИДСИ) НАН Украины.
Первые последствия снижения зарплат социологи уже зафиксировали: уровень бедности в конце прошлого года, по данным экспертов Киевского международного института социологии (КМИС) по сравнению с 2008-м вырос с 11% до 17%.
По словам специалистов, падение уровня доходов отразилось, прежде всего, на самой перспективной прослойке украинского общества — его среднем классе. «Мы практически поставили крест на среднем классе», — констатирует Людмила Черенько, завотделом исследований уровня жизни населения ИДСИ.
Надеяться на улучшение ситуации украинцам не стоит до той поры, пока не повысится производительность их труда или вновь не начнется бурный рост отечественного ВВП.
Добро пожаловать вниз
С началом экономического спада, чтобы остаться на плаву, отечественные работодатели вынуждены были пойти на жертвы. Сохранить прежние ставки своим сотрудникам смогли лишь крупные компании, да и то не все.
По данным исследования компании Ernst&Young, опросившей в конце прошлого года 68 украинских и международных компаний из разных отраслей, оказалось, что в 40% случаев происходило урезание зарплат. Треть компаний из-за кризиса и дальше продолжает такую политику.
Кроме того, руководству предприятий пришлось свести к минимуму и премиальную часть заработков персонала — бонусы и поощрения, а также различные преференции в виде медицинского страхования или бесплатных тренингов.
По словам Ольги Беши, HR-консультанта компании BrainSource International, больше всех пострадал административный персонал — его заработки упали почти вдвое, на втором месте по уровню снижения зарплаты — специалисты, занятые в продажах, их доходы сократились на 25–40%.
По данным КМИС, острее всего ощущают снижение уровня доходов жители Западного, Южного и Восточного регионов, где на это пожаловался каждый второй опрошенный. В Центральном регионе на падение доходов пожаловались 43% его жителей.
Неприятным довеском стала почти двукратная девальвация гривни и инфляция, которая по итогам минувшего года достигла 16%.
Даже самые благополучные жители страны — киевляне, чья средняя зарплата составляет 3,2 тыс. грн., — по уровню доходов являются ярко выраженными европейскими аутсайдерами. Это доказывает прошлогоднее исследование Европейского инвестиционного банка UBS, посвященное ценам и доходам в 73 мировых столицах. Эксперты оценивали несколько критериев, в частности среднюю зарплату и стоимость самых распространенных товаров и услуг.
К примеру, чтобы купить килограмм хлеба, киевлянину придется работать (в среднем) 21 минуту. А вот для москвича или жителя Лондона это будет стоить 10 минут работы. Килограмм риса киевлянин должен отрабатывать 32 минуты, житель российской столицы — почти в три раза меньше (12 минут), а швейцарец из Цюриха — 9.
Исследования показали, что при 48-часовой неделе годовой доход, к примеру, киевского инженера составит всего $3,1 тыс. Это самый низкий показатель для Европы. В Москве человек на такой же позиции получит около $13,2 тыс. Подобное отрицательное «сальдо» наблюдается и у представителей других профессий.
Виноватых нет
Впрочем, по словам Александра Жолудя, эксперта Международного центра перспективных исследований, такое положение вещей — не новость для Украины. Разница в зарплатах местных спецов и их западных соседей по континенту существовала всегда.
Главная проблема, которая не позволяла раньше и не дает теперь потомкам Тараса Шевченко претендовать на высокие заработки, — это не кризис и не заниженная оценка их стараний, а низкая производительность труда.
В выводах к исследованию под названием Возобновление экономического роста Украины, которое провел киевский офис международной компании McKinsey&Company в конце минувшего года, эксперты указали, что за десять лет (с 1998-го по 2007 год) реальный ВВП Украины рос в среднем на 6,6% ежегодно. Это вдвое быстрее, чем в среднем по Восточной Европе и в два раза выше, чем в мире в целом. Но при всем при этом работа, которую американец выполняет за один день, у украинца заняла бы шесть дней. Даже у россиянина этот показатель вполовину лучше.
Общая производительность труда в отечественной экономике, рассчитанная как объем ВВП с учетом покупательской способности на одного занятого, составляет лишь 16% от американского уровня.
«Все хотят увеличения зарплат — и персонал, и менеджмент — однако реальных экономических предпосылок для этого нет, поэтому если и будет незначительный рост, то, скорее, чтобы задать позитивное настроение внутри (отдельных) компаний», — считает Николай Михайлов, гендиректор портала rabota.ua. По его словам, до кризиса Украина приближались к российской модели, где успешный специалист менял работу раз в год, увеличивая на каждом новом месте свой доход на треть. Сейчас требования к уровню оплаты у соискателей упали, и повышения зарплат в этом году ожидать не стоит.
Но и хуже не будет. «То, что будет характеризовать рынок труда в первом полугодии 2010 года, — это «сдержанный оптимизм», — прогнозирует эксперт.
По материалам «Власти.нет»