Представления об отечественном рынке труда иногда больше напоминают сборник мифов и заблуждений, нежели отражают реальную картину. «Трудовая мифология» коснулась практически всех проблем и аспектов трудоустройства и зачастую лишь усложняет соискателю поиск. Возможно, избавление от ошибочных взглядов и распространенных заблуждений поможет искать работу более эффективно, не испытывая при этом сильного стресса? Ведь, как известно, если в голове царят мифы, человек неизбежно наталкивается на рифы…
Интернет-газета «СЕЙЧАС» вместе с экспертами попыталась найти и развенчать десять наиболее распространенных мифов украинского рынка труда.
1. Найти новую работу почти невозможно
Несомненно, в условиях кризиса найти хорошую работу гораздо труднее, чем раньше. Но вакансии в компаниях были, есть и будут — и с этим не поспоришь.
Соискатели порой сами ищут работу лишь, что называется, «на словах»: «Только каждый второй из тех, с кем мы договариваемся о собеседовании, приходит на встречу. Большинство соискателей не удосуживаются даже перезвонить и отменить назначенную встречу, из чего я делаю вывод о том, что работа им не очень-то и нужна».
2. Хорошую работу можно найти только «по блату»
Из этой же серии — мифы о том, что хорошую работу можно найти только по знакомству и «по блату». Действительно, случаи, когда руководители берут в штат родственников, знакомых, знакомых родственников и родственников знакомых, нередки, однако распространению этого мифа способствуют не только факты, но и домыслы. Источник такого мифа — желание быстрого и легкого продвижения по службе. Ведь у каждого из нас есть множество родственников и знакомых, и многие подсознательно стремятся «поиметь» с этого хоть что-то — например, в обход других получить хорошую должность.
3. Найти работу после 40 нереально
Еще один миф по данной теме касается невозможности трудоустроиться после 40 (45, 50 и т. д.) лет. Эта тема неисчерпаема хотя бы в силу того, что людям не хватает информации о работе в конкретных компаниях, говорят специалисты. Украинские компании становятся все более цивилизованными и стараются избегать какой бы то ни было дискриминации, в том числе по возрастному признаку.
Есть и другие причины того, что возрастной ценз постепенно отменяется. Главная причина — это кадровый дефицит. В ряде профессий ценятся специалисты из числа прошлых поколений выпускников, которые являются более высококвалифицированными специалистами. Практически нет возрастного ценза на серьезные должности в производстве — например, технологи на пищевом производстве, в строительстве. Зрелые профи являются также успешными менеджерами среднего и топ-уровня в международных компаниях.
4. Работу ищут все безработные
Утверждение, что все уволенные ищут работу, не вполне соответствует действительности. Как показал опрос, 4,3% респондентов в настоящее время не ищут работу, планируя прожить на сбережения, 2% опрошенных вместо работы решили поучиться, а 11,2% полагают, что «свое уже отработали».
Сегодня тех, кто перестал искать работу, намного больше. Во-первых, кризис продолжается не первый месяц, и многие соискатели, которых раз за разом постигала неудача, испытывают определенное разочарование. Во-вторых, для некоторых вынужденная безработица — это повод пересмотреть свой образ жизни. В нынешних условиях, выбирая между домом и семьей, многие женщины делают выбор в пользу семьи, понимая, что сегодня даже экономически выгоднее заниматься детьми, а не нанимать няню, или, скажем, готовить дома, а не покупать готовую еду или полуфабрикаты.
5. О размерах рынка труда можно судить по объявлениям о вакансиях
Одно из самых распространенных и устойчивых заблуждений касается того, что объявления о вакансиях отражают объем и разнообразие рынка труда в полной мере. С одной стороны, специалисты по кадрам ряда компаний не скрывают, что они формируют кадровый резерв, публикуя вакансии, не являющиеся открытыми в настоящее время.
С другой стороны, существует огромный «невидимый» рынок вакансий, информация о которых не публикуется в СМИ и Интернете. Не афишируется 50–70% свободных рабочих мест, а в некоторых сферах процент скрытых вакансий достигает 100%! И причины того, что работодатель не торопится афишировать открывшиеся вакансии, могут быть самыми разными.
6. Во время кризиса следует соглашаться на первое предложение
Следует ли соискателю соглашаться на первое поступившее предложение? Это довольно сложный вопрос. В первую очередь потому, что поиск работы — процесс непредсказуемый. Человек может месяцами безрезультатно обивать пороги самых разных компаний, а потом в течение недели получить сразу несколько предложений. Поэтому, если полученное предложение совершенно не соответствует ожиданиям, лучше немного подождать, советуют эксперты.
То же самое касается и зарплаты. Не секрет, что кризис заставил многих безработных пересмотреть планку ожиданий по оплате труда, однако специалисты единодушны: соискателю не стоит пренебрегать своими ожиданиями относительно зарплаты. По мнению психологов, часто причиной отказа со стороны работодателя является поведение самого соискателя, который показывает, что отчаянно нуждается в работе. Если человек все же получит работу с неоправданно маленькой зарплатой, он никогда не будет ею удовлетворен. Выход один — заранее определить разумный размер оплаты труда и придерживаться этой цифры.
Высокую зарплату сегодня предлагают редко, и в нынешних условиях иногда правильнее идти на компромисс. Скажем, можно согласиться на более низкую зарплату, но в крупной стабильной компании, где есть перспективы роста. Или, например, смириться на некоторое время с более низкой зарплатой ради того, чтобы работать по специальности и не «испортить» трудовую книжку.
7. Главное — это разместить резюме в Интернете
Многие полагают, что все, что нужно для успешного поиска работы, — это разместить собственное резюме на нескольких сайтах по трудоустройству, и тогда предложения от работодателей буквально потекут рекой. Это заблуждение, которым любят прикрываться лентяи.
Интернет — это лишь один из способов поиска работы. Нелишними будут и другие пути: разместить объявления на интернет-сайтах и в печатных СМИ, регулярно просматривать вакансии самому, обратиться в рекрутинговое агентство, использовать собственные связи и знакомства. Очевидно, что чем большую активность проявит соискатель, тем у него больше шансов.
8. Работодателям стало легче найти нужных работников
Казалось бы, уж в этом утверждении нет ничего мифического: на рынке полным-полно безработных, и все, что нужно сделать работодателю, — это дать объявление об имеющейся вакансии. Однако эксперты утверждают, что мнение о том, что нужного работника можно найти быстро и без особых затрат, также не соответствует действительности.
Число соискателей на рынке труда выросло в первую очередь за счет недостаточно конкурентоспособных работников. Таким образом, количество востребованных специалистов осталось прежним, зато поток резюме увеличился втрое. И теперь рекрутеры тратят в два-три раза больше времени на обработку почты. Так что работать стало не проще, а сложнее.
Многие соискатели пребывают в уверенности, что количество собеседований находится в прямой зависимости от количества разосланных резюме, поэтому посылают свои резюме на все вакансии без разбора. Почта перегружена, но общее впечатление таково: большинство соискателей вообще не читают требования к кандидатам на должность!
9. Мотивировать персонал стало проще
В условиях кризиса во многих компаниях перестали мотивировать персонал льготами, премиями и бонусами. Часто мотивация звучит примерно так: «Скажите спасибо, что вас вообще не уволили!».
По мнению экспертов, те руководители, которые думают, что таким образом смогут добиться эффективной работы персонала, мягко говоря, заблуждаются. Если руководитель считает, что он может вообще не платить, сколько бы сотрудник ни пахал, поскольку тот все равно никуда не денется с «подводной лодки», такая позиция несколько ущербна. По этому поводу вспоминается давняя поговорка: «Вы делаете вид, что нам платите, а мы делаем вид, что работаем». Вот по такому сценарию и будут развиваться события в компаниях таких работодателей. И теория, и практика подтверждают, что для эффективной работы мотивация необходима. Причем мотивация наоборот — «чтобы не было хуже» — не является продуктивной, так как и работник, со своей стороны, не стремится сделать работу лучше, а работает всего лишь «не хуже».
В целом, грань по оплате труда очень тонкая. С одной стороны, в условиях кризиса вряд ли кто-то может себе позволить платить сотрудникам лишнее. С другой — зарплату следует установить на таком уровне, чтобы не было существенной недоплаты, грозящей потерей сотрудников (пусть не сегодня, но по окончании кризиса — точно).
10. Хорошо там, где нас нет
Это популярный афоризм был неоднократно обыгран, в том числе и известными юмористами. «Мы впервые проверили, действительно ли там хорошо, где нас нет… Да, сказали мы, очень хорошо! И хорошо, что нас там нет, иначе было бы хуже», — так видится ситуация сатирику Михаилу Жванецкому.
Если говорить о рынке труда, то известное выражение несколько трансформировалось и превратилось в «хорошо платят там, где нас нет». Уверенность в том, что в других компаниях условия труда лучше, а зарплата — выше, практически непоколебима. А уж если речь идет об иностранной компании, не принимаются и вовсе никакие возражения.
Между тем эксперты единодушны: утверждения о том, что иностранные компании платят своим работникам гораздо больше, не более чем миф. На рынке работают отечественные компании, которые предлагают вполне конкурентоспособные зарплаты, и немало иностранных фирм, которые платят «по минимуму». Так что притягательность иностранных организаций объясняется не столько объективными факторами, сколько психологией нашего человека.
Однако кризис — это не только потери, напоминают психологи. Это возможность вырвать себя из прежней жизни и создать новую. Теплое и сытое существование не рождает талантов — они ему просто не нужны. Так что многим из нас суждено совершить скачок только благодаря тому, что происходит сейчас. И тогда это время перестанет быть пугающим кризисом, а станет лишь одним из этапов на жизненном пути.
Наталья Мичковская
По материалам «СЕЙЧАС»