Работодатели в Украине скоро могут остаться без рабочих рук. Сотрудников старше 45 лет брать не хотят, а молодежи не хватает. Тогда как на рынке труда украинцев старше 40-ка уже 50%. И эта цифра будет расти.
Дискриминация по возрасту
Возраст — не причина отказать в работе. Это запрещает украинское законодательство. Например, статья 21 КЗоТ говорит, что запрещается любая дискриминация в сфере труда. В том числе, из-за расы, пола, гендерной идентичности, сексуальной ориентации, этнического происхождения и возраста.
Такой же запрет содержит статья 1 Закона Украины «О принципах предотвращения и противодействия дискриминации в Украине». В случае дискриминации при устройстве на работу человек имеет право пойти в суд с вопросом взыскания ущерба. Но, несмотря на закон, работодатели продолжают писать в объявлениях о вакансии требования к возрасту. Такой вид дискриминации называется эйджизм.
«Доказать дискриминацию в таких случаях, довольно сложно, так как работодатели не сообщают письменно, или даже устно, о том факте, что человек им «не подходит» по возрасту, но при фиксировании многих моментов (скриншоты объявлений, хранения переписки и т. д.) можно попробовать это доказать», — говорит адвокат Юлия Черватюк.
По данным общенационального исследования «Что украинцы думают о правах человека», чаще всего украинцы сталкиваются с дискриминацией именно по признакам возраста (37,4%).
Каждый второй работник в Украине — старше 40
На рынке труда людей 40–45 лет больше всего — 25,6%. А экономически активного населения старше 40 лет у нас 50,3%, говорится в отчете Госстата. Чаще всего работодатели дискриминируют именно возрастную группу прямым или непрямым способом: требуется, например, «активный и амбициозный сотрудник в молодой коллектив».
Что касается профессий, то чаще всего дискриминируют по возрасту секретарей, офис-менеджеров, операторов ПК, водителей и курьеров. Но и начинающим специалистам, и пенсионерам найти работу тоже непросто, говорится в исследовании Международного кадрового портала Headhunter. Почти четверть опрошенных указали, что при отказе им не сообщали причину, но было понятно — работодателя не устраивал возраст соискателя.
Каждый пятый респондент считает, что сегодня наиболее ярко выражена возрастная дискриминация по отношению к людям пенсионного возраста. Именно пенсионерам сложнее всего быть замеченными работодателем и трудоустроиться на какую-либо должность в компании.
В то же время, по данным исследования, в последние несколько лет работодатели Украины начали активнее трудоустраивать специалистов без опыта. Такой подход дает возможность получить более лояльных сотрудников, готовых работать за небольшие деньги, и в перспективе взращивать высококвалифицированных профессионалов внутри компании. Почти в половине офисов есть программы стажировок для студентов и начинающих специалистов.
«Сейчас молодежь выходит на рынок труда позже. Это связано с тем, что период обучения в школе и вузе вырос и постоянную работу молодые люди ищут после 25 лет. Но при этом занятость среди молодежи последние три-четыре годы действительно растет. Студенты быстро находят работу не по специальности. Им не проблема найти себе работу, хотя их часто берут потому, что они соглашаются работать неофициально, их легче уволить в случае чего, можно недоплатить», — комментирует Лидия Ткаченко, ведущий научный сотрудник Института демографии и социальных исследований имени М. В. Птухи НАН Украины
Из-за предубеждений работодатели останутся без рабочих рук
Сейчас в стране молодежи меньше, чем людей старше 40 лет. Дело в том, что в 1990-х в Украине резко сократилась рождаемость. И только недавно это малочисленное поколение 90-х-начала 2000-х гг. начало выходить на рынок труда. При этом молодые люди выходят на рынок труда позже. Это одна из причин, почему работающей молодежи становится меньше.
А вот поколение, которому сегодня 40–50 лет, начало выходить на работу намного раньше. В их время высшее образование было менее распространенным, и на обучение уходило меньше времени.
Число людей старшего возраста будет расти, отмечают эксперты, но отечественные работодатели этого пока не осознают.
«Работодатели не видят и еще не восприняли перекос на рынке труда в сторону старшего поколения. Хотя это очевидно. Здесь еще срабатывают стереотипы, что после 45 лет человек ни на что не способен, не может ничего нового. Люди часто сами себя воспринимают старыми: они закрываются и в 40 лет считают себя чуть ли не пенсионерами. Хотя сегодня сорокалетние и пятидесятилетние владеют компьютерными навыками. Они пользуются смартфонами и другими технологиями. Вообще, рамки молодости нужно пересматривать», — говорит Лидия Ткаченко.
Кстати, Всемирная организация здравоохранения уже пересмотрела возраст молодежи. Таковыми теперь считаются люди 25–44 лет. А средним возрастом — 45–60 лет.
В дискриминации виновна и система образования. Учебные заведения настроены больше на молодежь, потому что им надо получать профессию. Очень мало вузов предлагают программы повышения квалификации.
«Об образовании взрослых говорят очень много. Но в европейских странах есть конкретные программы и карьера привязана к повышению квалификации. Если ты получишь новые навыки, то у тебя будет или повышение зарплаты, или продвижение по должности. У нас такого нет, наши работодатели не настроены вкладывать деньги в своих сотрудников. Они больше настроены на потребление: вот я хочу себя взять человека с высшим образованием и пусть он мне отвечает на телефонные звонки», — отмечает Л. Ткаченко.
Пока работодатели перебирают, нехватка рабочих рук будет усугубляться. Население Украины стареет и сокращается.
«Будет много вакансий, которые не будут заполняться. Некоторые рабочие места придется закрывать, какие-то можно автоматизировать. Есть разные пути решения проблем. Если у нас будет более-менее стабильный рост экономики, не будет потрясений, каких-то кризисов, то много чего должно решиться само по себе», — считает Лидия Ткаченко.
Виталий Андроник