Все больше украинцев работают по аутсорсингу — формально находясь на рынках других стран, но физически оставаясь в Украине. Западному бизнесу выгодно нанимать наших соотечественников, так как им можно платить меньше, чем американцам и европейцам. К тому же наши люди зарекомендовали себя как квалифицированные и ответственные работники. Какие плюсы и минусы работы на аутсорсинге?
Аутсорсинг по-украински
Иностранные компании активно ищут работников в Украине для привлечения к удаленной работе или так называемому аутсорсингу. И, если такой вид деятельности раньше прочно ассоциировался исключительно с программистами и другими специалистами из IT-сектора, то в последнее время хедхантеры интересуются теми, кто может работать в кол-центрах, отделах продаж и технической поддержки.
Как рассказала киевлянка, специалист по продажам, некоторое время назад ей поступило сразу несколько предложений такого рода. По ее словам, пару лет назад ей уже предлагали работать на иностранные, в частности, американские фирмы, и тогда речь шла о кол-центрах. «Тогда это касалось финансовых инструментов, биткоинов и тому подобного, но сейчас характер таких предложений поменялся, и поступило несколько предложений на должность менеджера по продажам на аутсорсинге для американских компаний, — сказала она. — Сюда (западные компании) переносят сейл-отделы, работу с клиентами, телефонные переговоры, обращения клиентов на веб-сайты, отделы исследований по клиентам, все это переносят сюда».
Собеседница издания добавила, что среди потенциальных работодателей прозвучало название компании Microsoft. Что касается уровня зарплат, то, по ее словам, она составляет порядка 20 тысяч гривен, может, даже и больше.
Однако есть и нюансы. «Западные компании, когда приходят в Украину, начинают играть по местным правилам», — сказала собеседница. Одним из таких «правил» является то, что людей оформляют на минимальную зарплату, а остальное платят «в конверте».
Понятно, что мы не можем утверждать, что так поступают все компании, ищущие украинских сотрудников для аутсорсинга.
Есть и другие неприятные моменты. Например (такую вакансию также предлагают украинским соискателям), специально подготовленные психологи анализируют записи телефонных разговоров сотрудников с клиентами, и выявляют в их действиях ошибки, что может стать поводом для удержания какой-то части зарплаты «проштрафившегося» работника.
Без языка никуда
Для таких вакансий одним из главных условий, или, возможно, даже самым главным, является высокий уровень владения английским языком, прежде всего разговорным, так как придется очень много общаться по телефону с американцами. Также следует учитывать то, что предстоит работать, в основном, вечером или даже по ночам — из-за разницы во времени с США.
В свое время аутсорсинг стал одним из экономических драйверов для Индии, а индийские программисты — это притча во языцех, и их украинским коллегам потребовалось немало времени и сил для того, чтобы доказать, что они, как минимум, не хуже. Кроме того, в этой стране и по сей день функционируют всевозможные кол-центры, работающие в интересах европейской и американской клиентуры. Связано это во многом с распространенностью в стране английского языка, доставшегося ей с колониальных времен Британской империи (хотя было бы ошибкой считать, что английским владеют все без исключения индийцы). По этой же причине, а также из-за низкого, как и в Индии, уровня зарплат, много кол-центров на Филиппинах — всю первую половину ХХ века страна была частью США, а английский является здесь официальным языком до сих пор.
У одной из компаний, предлагавших собеседнице вакансию, кол-центр как раз находится на Филиппинах, а в Украине она открывает отдел продаж.
Однако предложения для украинцев не ограничиваются США, поступают они, например, и из Европы.
Еще не тренд
Но насколько такие случаи стали для Украины трендом?
«Мы можем говорить о том, что удаленная работа — то есть работа здесь на дядю там — присутствует в нескольких ипостасях, но для иностранных работодателей это все же в большей степени, — айтишники», — сказала эксперт по вопросам трудоустройства Татьяна Пашкина.
По ее словам, пока что большинство вакансий аутсорсинга, связанных с работой в кол-центрах, диспетчерами, аудиторами, менеджерами по работе с клиентами, менеджерами по продажам, не содержат требования свободного владения английским языком. Кроме того, добавила специалист, в Украине сегодня, помимо прочего, развит «внутренний» аутсорсинг — когда киевские компании нанимают на удаленную работу людей из провинции, «для которых зарплата в размере 6–8–10 тысяч гривен кажется достаточно сносной».
Что касается работы в интересах западных компаний, для которых необходимо хорошее знание иностранных языков, то такие варианты попадаются, но их не так много. «Я не могу сказать, что это — тренд. По одной простой причине: уровень владения английским языком, к сожалению, у нас не так, чтобы очень», — пояснила Пашкина. Она добавила, что нередко в украинские офисы, которые работают по аутсорсингу с иностранными компаниями, нанимают людей, свободно владеющих английским, например, студентов, которые побывали на стажировке в США или другой англоязычной стране, или по программе Work and Travel («Учись и путешествуй», программа работы для студентов в США). «Им нужны люди, которые поймут тот сленг, на котором общаются их клиенты, и также смогут проконсультировать и рассказать», — отметила специалист.
Есть спрос и на другие языки. Так, по словам Пашкиной, польская компания ищет людей в customer support (обслуживание клиентов) с немецким, испанским, итальянским, английским языками. Есть также и предложения из России.
Эксперт по рынку труда Сергей Марченко согласен, что знание языков — это ахиллесова пята украинского рынка труда. «Но радует, что более молодые украинцы, так называемые миллениалы, уже более дружелюбные к иностранным языкам», — добавляет он.
Потенциал роста
Аутсорсинг становится одним из наиболее распространенных мировых трендов, и, очевидно, что он не обходит стороной Украину.
«Это — достаточно современная функция сотрудничества, когда одна компания передает другой какой-то процесс — например, процесс продаж или сервиса, и есть компании, которые занимаются исключительно сопровождением функций сервиса других компаний. Это очень распространено среди кол-центров, есть удаленные отделы продаж, также — сервис-менеджмент, клиент-менеджмент», — отметила HR-консультант Анна Шкумат. При этом, по ее словам, за исключением IT-сектора, аусторсинг раньше не очень активно присутствовал на рынке труда в нашей стране. «Примерно, последние два года это начало хорошо развиваться. Последняя пара лет, это, можно сказать, — тенденция», — сказала она.
По словам Сергея Марченко, на сегодня новые направления аутсорсинга — «тоже уже достаточно распространенная практика, когда в Украине нанимают людей, которые обслуживают клиентов по всему миру через кол-центры или какие-то другие работы, которые можно выполнять дистанционно».
Эксперт отметил, что на сегодня практически невозможно сказать, сколько в нашей стране людей работает на аутсорсинге, и вряд ли здесь есть какая-то официальная статистика, но однозначно в последние годы аутсорсинга в Украине стало больше.
Фактор глобализации
У западных работодателей украинцы зарекомендовали себя как квалифицированные и ответственные работники. «Украинских работников любят, потому что они ответственно подходят к работе, более усердно ее выполняют», — говорит Анна Шкумат.
По словам Татьяны Пашкиной, работодатели в Польше и Чехии готовы «забирать на «удаленку» и на «неудаленку» наших специалистов — и инженеров, и расчетчиков, и врачей, и каких-то более квалифицированных специалистов, не говоря уже об операторах контакт-центров». «Если заказчики будут понимать, что здесь существует достаточно серьезный пул соискателей, которые по соотношению цена-качество ничем не хуже индийцев, как успели доказать наши программисты, я думаю, проблем не будет», — добавляет она.
Аутсорсинг в Украине будет развиваться, уверен Сергей Марченко, так как разница между уровнем оплаты труда в развитых странах и в нашей стране остается большой. «То есть этот бизнес имеет перспективы в любом случае», — подчеркнул он.
Развитие аутсорсинга, в том числе и в Украине, выгодно, прежде всего, бизнесу. «С одной стороны, это — освобождение от штата, за который нужно платить налоги. Собственник может быть один, и у него три подрядные компании, которые выполняют разные функции. Это — такая мобильная гибкая модель, которая помогает в любой момент преобразовывать бизнес и расширять возможности», — поясняет Анна Шкумат.
Однако это несколько не коррелируется с последними инициативами украинской власти, Министерство социальной политики подготовило законопроект, с помощью которого хочет запретить бизнесу оформлять сотрудников как физических лиц-предпринимателей (ФЛП). Как известно, по упрощенной системе налогообложения третьей группы ФЛП (также известного как ФОП — от украинского «фізична особа-підприємець») работают по аутсорсингу программисты и прочие айтишники. Очевидно, что и другие специалисты на аутсорсинге выберут такую же схему трудоустройства (еще один «вариант» — вообще без какого-либо легального оформления). Но, похоже, украинские власти не осознают, что мировые тренды рынка труда не подчиняются директивам местных чиновников.
Полезный опыт
Безусловно, обидно, что украинцы вынуждены работать не на собственную страну, а в интересах других государств. Однако стоит помнить, что аутсорсинг способствовал росту экономики той же Индии и некоторых других развивающихся стран, а китайское «экономическое чудо» базировалось на близком феномене — «офшоринге» (когда производство переносится в страны с более низкой оплатой труда).
Кроме того, украинцы, работающие по аутсорсингу, получают деньги здесь и тратят их тоже, преимущественно, здесь. Было бы куда хуже, если бы все эти люди выехали на заработки за границу (хотя, следует признать, миллиарды, притом, в валюте, от наших заробитчан также помогают отечественной экономике).
И это не единственные бонусы аутсорсинга.
«Я считаю аутсорсинг очень полезным для Украины, для украинцев, потому что, если наша экономика может расти не самыми высокими темпами, то аутсорсинг — это весь мировой рынок и, работая на мировом рынке, во-первых, заработные платы будут выше, а, во-вторых, он не зависит от того, что происходит в Украине», — заявил Сергей Марченко. Он пояснил, что в 2014–2016 годах, когда у украинской экономики были большие проблемы, наши айтишники хорошо себя чувствовали, потому что их клиенты были за границей, тогда как локальный украинский бизнес много потерял.
Кроме того, украинцы, работающие на аутсорсинге на западные компании, фактически, получают опыт, которые они не могут получить, трудясь на отечественных предприятиях, отмечает Татьяна Пашкина. По ее словам, люди с таким опытом могут впоследствии открыть свой собственный бизнес, который будет работать в интересах Украины. Также сюда будут охотнее приходить крупные инвесторы. «Я думаю, что, если у нас будет подготовлен рынок труда, то привести эти компании будет проще. Потому что будут люди, которые понимают правила бизнеса», — резюмировала Пашкина.
Виктор Авдеенко