Эксперты прогнозировали, что повышение минимальной зарплаты до 3,2 тыс. грн повлечет за собой волну сокращений, и, как следствие, рост безработицы на 5%. Насколько оправдались такие ожидания, и на какую помощь от государства могут рассчитывать украинцы, оставшиеся за бортом, рассказал и. о. председателя Государственной службы занятости Валерий Ярошенко.
Валерий Станиславович, выросло ли количество обращений в Службу занятости после повышения минимальной зарплаты?
У нас были опасения, что безработица может вырасти. Но они не оправдались. Например, из закрытых ФОПов к нам на учет стало только 3,7 тыс. человек (по состоянию на 1 марта 2017 года). Это меньше 1% от общего числа получателей пособие по безработице (365 тыс.).
Но закрылось-то гораздо больше ФОПов. Почему предприниматели не пришли к вам?
Потому что им нет смысла этого делать. Те ФОПы, которые закрылись, не вели никакой экономической деятельности и взносов не платили, а потому могли претендовать только на минимальную помощь по безработице в размере 544 грн. Но окончательно картина прояснится по итогам первого квартала 2017 года.
Эксперты говорили также и о том, что будут массовые увольнения на предприятиях, которые смогут платить повышенную зарплату разве что за счет сокращений персонала. Это происходит?
На данный момент работодатели (а это и частные предприятия, и бюджетные организации) проинформировали нас о высвобождении 39 тысяч человек. Это вполовину меньше, чем за аналогичный период прошлого года. По состоянию на 1 марта 2017 года, общее количество безработных сократилось на 14% (до 439 тыс. чел.), а получателей государственной помощи — на 12% (до 365 тыс. чел.).
Так что можно с уверенностью говорить, что роста безработицы нет. Напротив, есть небольшой позитивный тренд к увеличению занятости.
Может, люди просто не хотят регистрироваться на бирже труда, в принципе не надеясь найти официальную работу?
Напротив, количество трудоустроенных постепенно растет, как и число вакансий. В базе службы занятости предложение выросло с 33 тысяч год назад до 88 тысяч. То есть, почти в три раза.
Кто размещает эти вакансии?
Прежде всего, есть рост заказов со стороны оборонного-промышленного комплекса, в частности, ГП «Укроборонпром». Кроме того, растет активность иностранных компаний, открывающих свои производства в Украине.
Например, японская компания Fujikura по производству автокомпонентов только во Львовской области через центры занятости набрала порядка 1,5 тыс. человек. Всего на этом предприятии уже работает около 5 тыс. человек. Есть много заявок на специалистов от агрокомпаний. Они ищут инженеров, техников, агрономов.
Я ожидаю, что следующими, кто активно начнет набирать персонал, будут предприятия перерабатывающей промышленности, в том числе пищепрома. Отдельно хочу отметить развитие швейного производства, куда требуются и швеи, и портные-закройщики, и модельеры.
А как с зарплатами?
Постепенно увеличивается и уровень оплаты труда. Я думаю, что бизнес уже понял — нельзя ориентироваться на среднюю зарплату в регионе. Чтобы найти или не потерять классных специалистов, надо смотреть на уровень их зарплат хотя бы в соседних странах.
Сейчас мир настолько открыт для миграции рабочей силы, что для удержания специалиста в Украине, кроме патриотизма нужен и материальный стимул. Обратите внимание, разговоры о том, что зарплата в 3200 грн — это слишком много — прекратились. Потому что вся она ранее была в тени.
Осталась ли эта «тень» и насколько она велика теперь?
По данным Минсоцполитики, ЕСВ платят около 10,5 млн украинцев из 16 млн занятых. Плюс еще около 2 млн человек не трудоустроенных или работающих за границей. Это огромный потенциал по наполнению социальных фондов.
Но главное, что люди в молодости не придают значения тому, что в старости им не из чего будет получать пенсию. Во время работы в ПФ я такого насмотрелся… Когда женщина 15 лет отработала на рынке, но ничего не платила в соцфонды, а теперь ей положена пенсия в 1 тыс. грн.
Поэтому не зря сейчас прорабатывается вопрос, чтобы уровень пенсионного обеспечения зависел только от страхового стажа и размера уплаченных взносов.
На какие выплаты сейчас может рассчитывать безработный?
Минимальный размер выплаты — 544 грн в месяц. Такую сумму получает примерно четверть зарегистрированных безработных. Если вы работали только 6 месяцев в году, то можете рассчитывать на 1160 грн (с апреля 2017 года — 1280 грн). Это еще треть безработных украинцев.
Максимально из фонда соцстрахования безработный может получить не более 6400 грн в месяц, но таких набирается меньше 3% от всех, кто стоит на бирже труда. Это, как правило, сокращенные чиновники, у которых была высокая официальная зарплата, военные и т. п. Средний же размер выплат составляет сейчас 2100 грн.
Как вы считаете, можно ли говорить о том, что такие выплаты, пусть и небольшие, плодят безработицу и не стимулируют людей искать легальные виды заработка?
Мы не можем отказать в выплатах тем, кто исправно делал взносы, потому что иначе нарушим закон. Однако за последние полгода нам удалось добиться того, что 50% граждан, обратившихся к нам за помощью, трудоустраиваются в течение так называемого поискового периода работы, то есть до начала выплаты денег. Однако, наше законодательство во многом мешает этому.
Что нужно исправить в законах?
Например, от нас требуется найти «подходящую» работу. И для жителя Броваров, Ирпеня, Борисполя работа в Киеве формально не будет считаться таковой. Хотя по факту жители пригородов столицы без проблем ездят сюда на работу. Но человек имеет право отказаться от такого предложения, и это надо исправлять в законодательстве.
Кроме того, нужно увеличить с 6 до 8 месяцев необходимый трудовой стаж в течение года, позволяющий претендовать на выплату денежной помощи. Сейчас граждане трудятся полгода на сезонных работах в поле, а потом получают пособие до начала следующих сезонных работ.
Также есть специальная форма 3-ПН, которую должен заполнить работодатель, чтобы его вакансия попала в нашу базу данных. Мы ее существенно упростили и, по сравнению с прошлым годом, как я уже говорил, количество вакансий утроилось. Ведь мы в первую очередь заинтересованы, чтобы у центров занятости было много хороших вакансий.
Какую зарплату сейчас в среднем предлагают работодатели?
Средний размер зарплаты по нашим вакансиям 4,1 тыс. грн. Примерно треть позиций предусмотрено для специалистов с минимальной ставкой в 3,2 тыс. грн.
Но через специальные кадровые сервисы можно найти и более денежную работу?
Верно. Только в отличие от таких кадровых служб, которые фактически работают как доска объявлений, мы не только оказываем финансовую помощь, но и предлагаем бесплатно обучиться новой профессии. У нас есть 11 центров профессионально-технического образования. Мы можем научить 80 профессиям, которые утверждены в Минобразования.
Насколько эти новые профессиональные знания и навыки востребованы на рынке, ведь даже не все выпускники вузов находят работу по специальности?
Высшее образование, к величайшему сожалению, не гарантирует сегодня большого преимущества на рынке труда. Больше половины безработных сейчас с высшим образованием. В то же время наши выпускники-кузнецы ездят на международные фестивали.
Хотя не так давно эта профессия почти исчезала. Также мы учим людей ведению фермерского хозяйства, так как многие получили в свое распоряжение землю. Обучаем пчеловодству, бондарскому искусству. Причем, если мы учим, например, тракториста, то на современной иностранной технике John Deere, а не устаревших тракторах. Так же и по другим рабочим специальностям, которые особенно востребованы, скажем, на оборонных предприятиях.
В результате из 100 претендентов примерно 90 находят работу после переквалификации. За прошлый год переквалификацию прошло около 35 тыс. чел.
Самый показательный случай — в Ровно преподаватель, сокращенный кандидат наук из частного вуза, выучилась на швею. Причем, со временем она сможет не просто сидеть за современной швейной машиной, но и конструировать одежду при помощи специальных компьютерных программ.
За чей счет закупается техника?
Мы готовим спецов под заказ работодателя. И нас не финансируют из госбюджета. Служба занятости живет за счет страховых взносов, часть которых тратится на администрирование системы. Поэтому можем самостоятельно, а также при совместном финансировании (компаний или местных бюджетов) закупать или брать технику в аренду, чтобы готовить специалистов. Например, под заказ для одесской фирмы Arber мы закупили швейное оборудование, аналогичное тому, что стоит на этом предприятии.
Как будет с работой в 2017 году?
Я не вижу оснований для увеличения безработицы. На 1 марта 2017 года мы трудоустроили на 22% больше соискателей, чем за тот же период прошлого года. Я надеюсь, что эта тенденция будет продолжена, хотя рынок труда в Украине сильно разбалансирован: переизбыток некоторых специалистов (юристы, менеджеры, экономисты) из-за желания многих получить престижные профессии плюс нехватка рабочих рук. В то же время из-за войны в Днепропетровскую, Харьковскую, Запорожскую области приехало много переселенцев с теми же профессиональными навыками, что и местные жители. Эти перекосы могут оказать свое негативное воздействие.
Константин Симоненко