Для руководства крупного промышленного предприятия повышение эффективности персонала и совершенствование систем мотивации руководителей, специалистов и служащих — приоритетные направления работы.
Наша компания пережила множество бурных событий: относительная стабильность советских времен, ломка старой системы в 1990-е, экономические кризисы, смена формы собственности, становление как самостоятельного агента на международном рынке… Благодаря такой насыщенной «биографии» у нас сформировались свои традиции, сложилась уникальная культура взаимоотношений между администрацией компании и работниками.
За прошедшие годы система материальной мотивации на Полтавском горно-обогатительном комбинате прошла несколько этапов развития: поочередно сменяли друг друга различные модели хозрасчета, социалистическое соревнование, различные варианты сдельной формы оплаты труда и т. п.
И сегодня — уже в рыночной системе мы непрерывно продолжаем искать лучшие практики стимулирования, адаптируем их к нашим условиям и внедряем.
Поиски нового пути
Как мы пришли к необходимости реформы системы вознаграждения и мотивации?
Во-первых, действовавшая система поощрения не позволяла установить взаимосвязь между вкладом работника в достижение целей компании и уровнем его вознаграждения.
Во-вторых, внедрить более современную и эффективную систему оплаты труда настоятельно рекомендовали нашей компании внешние аудиторы.
Поиски оптимальной системы мотивации привели нас к Сбалансированной системе показателей (ССП, Balanced ScoreCard, BSC) — одной из наиболее проработанных концепций управления на основе ключевых показателей эффективности (КПЭ, KPI’s Key Performance Indicators). Внедрение этого подхода позволяет:
- улучшить уже существующие бизнес-процессы;
- увязать ежедневную работу сотрудников со стратегическими целями Полтавского ГОК;
- в рамках системы выбранных показателей оценить все уровни деятельности компании.
Для того чтобы разобраться в новом подходе и понять, подходит ли он нам, мы:
- детально ознакомились с теорией;
- привлекли известных бизнес-тренеров и консультантов;
- активно изучили опыт коллег, уже внедривших BSC на других предприятиях.
Мнения производственников о результатах внедрения KPI’s были самыми разными — от полностью положительных до крайне отрицательных. Мы пришли к выводу: реализация любого нового проекта встречается с трудностями. Не обойдется без негативного восприятия изменений со стороны сотрудников (изменения по самой своей природе вызывают сопротивление), каких-либо ошибок и погрешностей при внедрении новой системы. Все это проектная команда должна понимать и готовиться к трудностям.
Работая с консультантами, мы получили доступ к практическому опыту, накопленному ими при разработке и внедрении систем мотивации в разных компаниях и странах, а также возможность посмотреть на свое предприятие, на наши бизнес-процессы свежим взглядом. Кроме того, стоит отметить важность психологических моментов: руководство компании и рядовые работники охотнее прислушиваются к независимому мнению консультантов — опытных разработчиков со стороны.
В то же время хотелось бы предостеречь коллег от излишнего оптимизма: наиболее заинтересованные в успешной реализации проекта люди — это вы сами! Поэтому еще до начала работы с внешними консультантами стоит учесть возможные трудности:
- нередко они предлагают предыдущие разработки/типовые шаблоны, не стремясь адаптировать их к особенностям конкретного предприятия;
- по завершении проекта порой уходят, не раскрыв методологии, что вынуждает либо обращаться к ним повторно (это связано с дополнительными финансовыми затратами), либо осваивать методы самостоятельно (это требует дополнительного времени).
|
Решение о разработке KPI’s руководство нашей компании приняло в 2006 году, первоначально — только для топ-менеджеров. Основная цель проекта: разработка системы вознаграждения и оценки, которая ориентирует руководителей высшего звена на достижение целей компании.
Сначала мы определили основные цели и разработали KPI’s для высших руководителей. Затем, когда система начала функционировать, постепенно каскадировали цели и KPI’s на более низкие уровни управления. К концу 2010 года BSC уже охватывала весь топ-менеджмент комбината, а также руководителей структурных подразделений и главных специалистов.
Проанализировав итоги работы системы, руководители предприятия высоко оценили ее потенциал, поэтому приняли решение продолжать работу по внедрению BSC. Перед HR-департаментом и руководителями всех уровней была поставлена цель: охватить системой сбалансированных показателей все уровни управления компанией (за исключением рабочих). Для этого нужно было дальше декомпозировать цели компании, разработать KPI’s и внедрить построенную на их основе систему мотивации и оценки для управленцев среднего и низового звена.
Большой проект
Внедрение BSC на работающем предприятии, имеющем сильный профсоюз и богатые традиции, — очень сложная задача. Успех этого проекта во многом зависит от вовлеченности в него не только генерального директора, но и других руководителей на всех уровнях управления (особенно на начальных этапах), ведь именно топ-менеджеры устанавливают цели развития предприятия.
Поскольку в дальнейшем они станут отправной точкой в определении KPI’s, неверная постановка целей может снизить эффективность всей системы. Конечно, с течением времени стратегия и задачи могут изменяться, но при этом они не должны терять своей актуальности и важности для компании, а значит, к их определению с самого начала нужно подходить очень серьезно.
Наши выводы:
- Любые разработки и внедрения в области управления человеческими ресурсами не должны выглядеть инициативой только HR-службы.
- Основной движущей силой проекта должен быть первый руководитель компании, который работает в тандеме с профсоюзной организацией.
|
Кроме того, очень важно с самого начала правильно ответить на вопрос: «Зачем менять систему мотивации?» Не следует двигаться дальше, не получив от руководителя компании четкого ответа (хотя он зачастую делегирует разработку целей проекта эйчарам).
Затем следует принять важное методологическое решение: кто будет реализовывать проект? Справимся ли мы своими силами или нужно привлекать внешних консультантов?
Как только цели и стратегия определены, полномочия по внедрению BSC следует передать инициативной группе. В нее могут входить обладающие необходимыми знаниями специалисты: представители различных уровней иерархии компании, эйчары, финансисты, консультанты. За дальнейшую разработку стратегии и реализацию проекта несет ответственность руководитель этой группы.
Работа группы начинается с определения «глубины» будущей системы показателей — выбора организационного уровня, на котором она будет внедряться (достаточно ли определить цели и KPI’s для компании в целом или нужно «довести» их до каждого сотрудника?). По нашему мнению, лучше идти от простого к сложному: сначала задать минимальное количество уровней, необходимых для внедрения системы. Это значительно приблизит момент получения первых результатов, а значит, увеличит эффективность вложенных труда и инвестиций.
Затем инициативная группа приступает к работе. В рамках разработки и внедрения системы сбалансированных показателей мы:
- разработали KPI’s для всех руководителей, специалистов и служащих;
- обучили менеджеров постановке и каскадированию целей;
- подготовили учебные программы и обучили сотрудников;
- разработали и утвердили новые регламенты («Положение о вознаграждении и оценке на основе KPI’s»);
- провели широкую разъяснительную работу с людьми, ответили на все вопросы, развеяли страхи и завоевали доверие (это оказалось самым трудным).
В целом вся эта работа заняла у нас около шести месяцев. Тем не менее, хотя все уже было готово, пришлось еще два месяца ждать запуска новой системы. Почему? Согласно действующему законодательству нам необходимо было заблаговременно предупредить работников и профсоюзную организацию о предстоящих изменениях «существенных условий труда»; а именно — о вводе новых положений «Об оценке» и «О системе оплаты труда и премирования». Таким образом, у нас образовался временной зазор, которым мы и воспользовались для того, чтобы:
- испытать новую систему в тестовом режиме;
- продемонстрировать результаты руководству компании, а затем и всем работникам.
«Тест-драйв» помог не только усилить веру руководства и работников в необходимость изменений, но и выявить, а затем и устранить «узкие места» в новой системе оценки и вознаграждения.
Поскольку с самого начала мы решили, что консультантов привлекать не будем, а разработаем и внедрим этот проект самостоятельно, успех был особенно ценен.
Самое сложное
Основной проблемой в разработке такого рода масштабных проектов является не сам процесс декомпозиции целей и определения KPI’s (владея соответствующей методикой, это сделать относительно легко), а внедрение системы — подготовка общественного мнения и реализация изменений. Сопротивление изменениям чаще всего возникает из-за 1) непонимания сути изменений и их последствий; 2) излишнего форсирования темпа изменений (неумения дождаться, пока ситуация «дозреет»). Поэтому мы понимали, что для начала необходимо завоевать доверие людей, сделать их сторонниками новой системы.
|
Информационный бюллетень управления по персоналу |
Для разъяснения планируемых инноваций мы разработали специальную
учебную программу, которая была реализована на базе корпоративного центра обучения. В программу был включен подробный теоретический курс, дополненный практическими задачами. В ней рассматривались следующие темы:
- «Основы системы сбалансированных показателей».
- «Постановка целей с использованием инструментов BSC».
- «Разработка KPI’s на основе стратегических целей компании».
- «Методика расчета и оценки результативности по KPI’s».
- «Интеграция оценки результативности по KPI’s в систему вознаграждения».
Кроме того, был подготовлен краткий вариант программы для проведения повторных занятий, эти занятия были нужны в тех случаях, когда у людей возникали дополнительные вопросы, они не понимали какие-то процессы и т. п.
По завершении обучения каждый сотрудник сдавал экзамен и получал корпоративное свидетельство, подтверждающее успешное изучение им данного курса. Неуспевающих у нас не было, потому что мы старались сделать обучение понятным и доступным, а люди, со своей стороны, стремились разобраться, как их будут оценивать и поощрять в новой системе.
Не станем лукавить, процесс обучения и адаптации персонала к новой системе вознаграждения и оценки оказался делом нелегким. Часть работников воспринимала новшества «в штыки», несмотря на все наши усилия:
- большую подготовительную и разъяснительную работу;
- проведение открытых встреч с коллективами подразделений комбината и дополнительных занятий;
- личные встречи со всеми, кто в этом нуждался и поддержку сомневающихся;
- публикации во внутреннем издании («Информационный бюллетень управления по персоналу», рисунок).
Почему? С одной стороны, работники опасались необъективности при оценке их деятельности непосредственным руководителем; с другой — боялись лишиться вознаграждения в случае невыполнения показателей.
Наш опыт свидетельствует, что справиться с трудностями, которые создает «человеческий фактор», можно только с помощью сильных внутренних коммуникаций, вовлечения работников в обсуждение предстоящих перемен, привлечения их к поиску решений. Людям нравится, что к их мнению прислушивается руководство, что их предложения важны для компании — тогда они начинают чувствовать себя причастными к изменениям. Ни в коем случае нельзя допускать распространения ложных слухов и домыслов, которые обязательно «самозарождаются» в информационном вакууме. |
Несмотря на все трудности, к началу внедрения KPI’s большинство сотрудников нашего предприятия были готовы к грядущим изменениям. Но предстояло пройти еще один этап, который был необходим для гарантии устойчивости новой системы управления. Для этого следовало:
- обеспечить жесткое выполнение всех «правил игры», по которым функционирует Сбалансированная система показателей;
- не допустить субъективных оценок;
- наладить доверительные отношения с людьми и обратную связь.
Первые итоги
Первое подведение итогов оценки результативности персонала на основе KPI’s и расчета вознаграждения показали: на тот момент люди еще не до конца осознавали возможности, которые открываются перед ними с принятием новой системы оценки и вознаграждения.
Как мы и ожидали, среди работников выделилось три группы, показавшие оценки результативности:
1) ниже ожидаемого уровня;
2) на ожидаемом уровне и
3) выше ожидаемого уровня.
На этапе тестирования KPI’s нам важно было понять: а) мотивирует ли эта система сотрудников нашего предприятия к повышению личной эффективности и б) стимулирует ли она каждого работать лучше.
Результаты дальнейшей работы показали, что сотрудники не только активно стремились повысить свою результативность, но и начали самостоятельно вносить предложения по совершенствованию своих KPI’s. Причем большинство этих предложений оказались вполне адекватными, поэтому были одобрены руководством. Мы объявили, что принимаем предложения в любом виде, однако рекомендовали действовать в порядке субординации:
1) сначала работник обсуждает свои идеи с непосредственным руководителем;
2) после первичного рассмотрения руководитель направляет начальнику крупного структурного подразделения служебную записку о целесообразности внесения конкретных изменений или дополнений.
В дальнейших планах нашей компании:
- постоянный мониторинг данных о результативности персонала;
- глубокий анализ динамики финансовых показателей и данных оценки (постановка целей и выполнение KPI’s);
- использование максимума возможностей, заложенных в BSC и новой системе оценки и вознаграждения.
В заключение хочется отметить: внедряя комплексные системы оценки и мотивации, необходимо понимать, что работа над их совершенствованием после внедрения не остановится. KPI’s — это очень действенный и мощный инструмент управления в руках менеджера любого уровня, но его нужно непрерывно актуализировать и дорабатывать.
Кроме того, это отличный индикатор состояния бизнес-процессов и корпоративной культуры компании.
Часть 2
Статья предоставлена нашему порталу
редакцией журнала «Менеджер по персоналу»