Финансовый кризис отразился практически на всем бизнес-сообществе. Уменьшение затрат на развитие HR-ресурса становится нерадостной приметой сегодняшнего дня. Редакция интернет-журнала Botexpert.com.ua провела опрос ведущих бизнес-тренеров и руководителей тренинговых, консалтинговых компаний.
Мы надеемся, что комментарии, прогнозы и рекомендации специалистов будут полезны руководителям компаний и HR-менеджерам для выработки стратегий не выживания, а развития компании и персонала.
1. Насколько, по Вашему мнению, сократился спрос на развитие персонала? Чего можно ожидать в ближайшее время?
Александр Ладыгин, руководитель департамента тренинга компании «Гештальт Консалгтинг Груп»: «Такой спрос сократился на 40–50%. Наиболее вероятно, что кризисная ситуация продлится около года».
Людмила Богуш, сертифицированный бизнес-тренера компании «Infor Manager»: «Я думаю, что кризис действительно зацепит область обучения, и в первую очередь потому, что по-прежнему достаточно распространенным мнением является идея о том, что отдел по работе с персоналом — это скорее часть затратная, чем доходная. Конечно, HR-ы во многом сами виноваты в том, что это мнение сложилось, поскольку известны случаи, когда главным решающим фактором при выборе обучения являлось не его качество, а его стоимость (чтобы похвалили за экономию), или популярность среди сотрудников (чтобы восхищались хорошо проведенным на загородной базе временем), или собственные предпочтения (когда выбираются в качестве провайдера друзья) и пр. А ведь зачастую, достаточно одному HR-у совершить не совсем этичный поступок, чтобы покатилась молва обо всех представителях профессии. Поэтому я думаю, что в первую очередь сокращения коснутся как раз тех HR-ов, которые не слишком заботились о благе компании, не взаимодействовали с руководством и владельцами, не заботились о стратегических вопросах развития бизнеса и персонала».
Алла Коняева, менеджер психологической службы Анкор СВ, Компании Executive Search: «На развитие персонала спрос не уменьшился, а вот расходы на его обучение будут уменьшены, с нового года думаю. Что изменится — логика бюджетирования. Это будет статья не обязательная, а по необходимости, усугубленная принципом «остаточности». То есть, учить будут — никуда не денутся, но дешевле и избирательно. Ведь за высвобождением людей последует перезагрузка их функциями, какую-то часть новых функций без обучения люди выполнять не смогут, поэтому их нужно будет доучивать прикладным навыкам.
Например, особенностям оформления всяких необходимых документов, для примера — таможенных, планированию поставок и т. п. Через полгода, после того, как начнутся системные трудности, будут учить топ-менеджеров «тушить пожары». На что, мне кажется, уменьшится спрос — на всякие штучки по улучшению психологического климата, корпоративной культуры. Кроме того, как всегда в смутные времена, повысится спрос на сомнительные тренинги, которые будут обещать скороспелое и неизбежное чудо».
Елена Крамарева, бизнес-тренер, директор «Агентства психологии бизнеса», консультант в области управленческого и организационного взаимодействия: «Ни для кого не секрет, что HR-бюджеты большинства компаний до конца года заморожены. По моему мнению, это все-таки чаще следствие не собственно кризиса, а паники, которая активно подогревается СМИ и действиями, а скорее все-таки бездействием наших политиков и правительственных чиновников. Экономят на всякий случай. Потому что первое, что приходит в голову — нужно сократить затраты. Рынок сейчас затаился и выжидает. Это ситуация временная, до тех пор, пока шок не пройдет и сработает известный принцип: Спасение утопающих, дело рук самих утопающих.
Компании мобилизуются, выработают новую антикризисную стратегию и тогда НR-бюджеты опять появятся, под новые задачи».
Михаил Шилов, ведущий тренер-консультант компании «Формула команды»: «Спрос на развитие персонала не сократился. Наоборот, во время кризиса степень подготовки персонала играет важную роль в способности компании сохранять стабильность. Сократилась готовность руководителей вкладывать деньги в это развитие. Учитывая, что сейчас, как никогда, каждая копейка на счету, можно ожидать, что руководители и собственники будут уменьшать финансирование в области обучения и развития персонала. Отдавая предпочтения другим областям, напрямую влияющим на прибыль и стабильность. Например — производству, продажам и т. п.».
Марина Первушина, руководитель HR-департамента Baltic Training Group, тренер-консультант по вопросам персонала и построения организации: «Спрос на развитие персонала сократился, но не существенно. Этот факт очень радует, поскольку весь зарубежный опыт прохождения кризисных периодов говорит о том, что самая большая ошибка — это резко сократить затраты на персонал.
Многие компании сейчас обращают внимание на свой Золотой Запас и стремятся направить ресурсы развития именно в эту сторону. Основной вопрос — как сделать так, чтобы высококвалифицированный персонал использовался максимально эффективно, и, сокращая расходы на малоэффективные процессы, сделать возможной прибыль компании и в этот непростой период?
Мы однозначно считаем, что сейчас для бизнеса Украины наступил период выбора и осознания того, «какими нам быть». Мы уверены, что украинские предприниматели готовы к использованию этого времени «перераспределения ресурсов» для того, что бы создать свои уникальные модели эффективного бизнеса».
Дарина Веретенко, заместитель генерального директора, ведущий обучающих практикумов ООО «Технологии Управления Спайдер Украина»: «Спрос на развитие персонала сейчас в периоде «активного ожидания». Это связано с тем, что некоторые компании приняли стратегию сокращения затрат, в том числе через сокращение численности персонала. Когда сформируются новые команды — тогда, можно будет говорить о том, что режим «активного ожидания» перейдет в этап развития оставшегося персонала. Будут перераспределены функции, полномочия и обязанности, а, следовательно, возрастет необходимость развития этого персонала в связи с новыми условиями развития рынка и компании. В ближайшее время (2–3 месяца) будет заметен период затишья, который пройдет и насущная необходимость в обучении персонала вернется «на круги своя».
2. На какие тренинги спрос сократился? В каких — появилась потребность?
Александр Ладыгин: Тематика интересных тренингов существенно не изменилась. Сокращение спроса коснулось всех тем. Можно ожидать, что повысится интерес к тренингам по антикризисному управлению и к тренингам для коллекторов.
Людмила Богуш: Мне кажется, что должен будет сократиться спрос на тренинги мотивационные, в основном командные. Потому что в условиях сокращения рабочих мест уже не надо уговаривать работника хорошо работать, наоборот — работник должен уговаривать компанию, чтобы она позволила ему зарабатывать деньги. А увеличиться должен спрос на тренинги, стабилизирующие деятельность компании, например из наших программ это «Управление временем», «Переговоры при активных продажах», «Мастерство презентаций», «Управление отделом продаж».
Елена Крамарева: Спрос сократился на все тренинги корпоративного формата, где компании используют внешних провайдеров. Тренинги проводятся собственными силами, активно используются другие формы обучения: коучинги, дистанционное обучение, самоподготовка с последующей оценкой.
Михаил Шилов: «Сложно сказать на какие тренинги сократился спрос. Каждый руководитель выставляет приоритеты самостоятельно, основываясь на специфику бизнеса, компании и особенность управления. Возможно, появится больше потребность в тренингах по работе в стрессовых ситуациях, принятию решений, удержанию персонала. Кроме того, на мой взгляд, сейчас спрос в развитии персонала будет больше склоняться от тренинга к консалтингу, так как консалтинг предназначен для получения конкретного результата на местах. Хотя тут есть сложность — консалтинг не так популярен, как тренинги. А значит, не многие знают о его особенностях».
Марина Первушина: «С другой, стороны мы наблюдаем существенное изменение в запросах от компаний, в частности, в уровне обучаемого персонала. Если раньше компании, с которыми мы работаем, направляли свое внимание на специалистов и средний менеджмент, то теперь это, в основном, — запросы по развитию и консалтингу для ТОП-менеджмента, а также на проведение тренингов по работе в условиях изменений. Очень радует тот факт, что компании, которые начали в этом году программы развития кадрового потенциала, не только не сократили их бюджет, а в некоторых случаях даже интенсифицировали эти программы. Это говорит о том, что руководители этих компаний не поддались панике, а трезво рассчитывают выйти из кризисного периода более сильными и конкурентоспособными.
Достаточно частым стал сегодня запрос на организационное консультирование: людей волнует, как изменить процессы в компании; как найти «черные дыры» потери ресурсов; как выстраивать отношения внутри компании и с партнерами? И эти запросы тоже радуют — ведь как болезнь в конечном итоге дает организму иммунитет, так и предстоящий период перемен позволит очиститься и обновиться многим компаниям. Процесс обновления и реструктуризации уже давно наблюдался в успешно развивающихся компаниях, теперь же он будет носить характер «эпидемии» и проходить гораздо быстрее. Наверное, хотелось бы избежать такой необходимости в изменениях, но — есть то, что есть! И хочу еще раз подчеркнуть: мы готовы к этим преобразованиям, и я верю, что сможем использовать этот «Период Возможностей» максимально результативно для наших компаний и нашей страны».
Дарина Веретенко: На примере предоставления обучающих программ, которые проводит компания «Технологии Управления Спайдер Украина», я не могу сказать, что резко сократился спрос на какие-либо мероприятия. Но хочу отметить возросшую потребность в более сложных и глубоких обучающих программах, таких как портфельное управление, управление рисками, мобилизация проектных команд.
3. Поменялась ли категория специалистов, для которых заказывают тренинги? Если да, то кто это?
Александр Ладыгин: Существенных изменений не произошло. На фоне общего снижения спроса будут и далее актуальны хорошие и недорогие тренинги по технике продаж. Ввиду «кризиса неплатежей» в банках, страховых компаниях и на рынке коммунальных услуг, можно ожидать повышенного интереса к тренингам для операторов коллекторских подразделений и компаний. (Эффективные беседы с должниками о возврате финансовой задолженности).
Людмила Богуш: И обучать теперь нужно специалистов, которые «выходят» на рынок, т. е. приводят клиента в компанию. Они должны уметь выигрывать тендеры, инициировать и поддерживать общение, захватывать не только умы, но и души! А руководители сейчас как никогда должны уметь верить и «глаголом жечь сердца!».
Алла Коняева: «Думаю, что обучать будут средний управленческий состав и высший. Полевым сотрудникам будут давать какие-нибудь сокращенные «школы молодого бойца» по продажам, преодолению сопротивления».
Михаил Шилов: Сейчас если будут вкладывать деньги, то, прежде всего, в ведущих специалистов и руководство.
Дарина Веретенко: Не могу сказать, что целевая аудитория, для которой мы проводили обучающие программы, резко изменилась. Это, в основном, владельцы бизнеса, руководители предприятий, руководители проектов и структурных подразделений. Все осталось, как и ранее. Хочу заметить, что подкорректировали целевую аудиторию предприятий, для которых предназначены наши услуги. Изначально к нам обращались большей частью строительные, девелоперские компании и ритейл-компании. Сейчас все чаще к нам обращаются производственные предприятия и финансовые учреждения.