Народные депутаты Верховной Рады VI созыва удивляли странными, бессмысленными и несерьезными законодательными инициативами. Вспомним некоторые из них.
«Некоторые (и сами деятели поп-арта) скажут: все гораздо проще,
они действуют так, потому что этого хотят, в глубине души они развлекаются…»
Жан Бодрийяр, Поп-арт: искусство общества потребления
Деятельность Верховной Рады VI созыва была очень запоминающейся. «Тушки», «кнопкодавы», одиозные законопроекты, драки с применением дымовых шашек и яиц, принятие законов с нарушением регламента — всего и не перечислишь. Остановимся на депутатском законотворчестве, которое превратилось не только в инструмент лоббирования нужных правовых новаций, но и стало отличным методом пиара на грани клоунады, таким себе незатейливым «депутатским поп-артом». Мы определили самые странные, бессмысленные и несерьезные законодательные инициативы, исходившие от народных депутатов.
1. Конституционному суду место в… Жашкове
В этом пытался переубедить коллег Геннадий Москаль, уверяя, что новое место Суда повысит его объективность. Законопроект № 9752 был реакцией на скандальное решение КСУ от 20.01.2012 относительно границ использования информации о личной жизни госслужащих. В Суд обращались депутаты Жашковского райсовета (Черкасская область).
Главуправление ВР ожидаемо забраковало такой проект, не упустив возможности тонко поюморить в ответ — в заключение указано, что с точки зрения уменьшения давления на судей логичнее было бы перенести КСУ в Чоп или Инкерман — туда расстояние от Киева куда больше, чем к Жашкову.
2. «Пошли, Господи, справедливое наказание»
Озабоченный национальной безопасностью Украины, Олег Ляшко законопроектом № 11081 хотел заставить украинцев приносить присягу при получении паспорта гражданина Украины.
В тексте присяги содержалось бы, в частности, обещание не брать взяток, не использовать свое служебное положение для обогащения. А в случае нарушения клятвы: «…пошли, Господи, справедливое наказание мне и тем, кто были моими помощниками, поддерживали меня в делах неправедных. Если я почувствую, что не могу побороть искушение, пошли, Господи, силу побороть искушение».
3. Do you speak English?
Все тот же Геннадий Москаль считает, что на этот вопрос могут ответить намного больше 10% в каждом большом украинском городе, и поэтому подал в Верховную Раду законопроект № 11267 о дополнении перечня региональных языков и языков меньшинств Украины английским языком. Действительно, ведь если судить по надписям на заборах, английский нам — второй родной.
До этого Москаль подавал аналогичные законопроекты о предоставлении статуса региональных гуцульскому и лемковскому языкам.
4. «Ще не вмерла» — не вдохновляет
Слова первого куплета Гимна Украины много кто считает депрессивными, и даже обвиняет во всевозможных бедах страны. Дмитрий Ветвицкий, инициатор законопроекта № 7546, предложил строку «Ще не вмерла України і слава, і воля…» заменить в лучших традициях НЛП — «Слава Богу, в Україні є правда і воля. Вже нам, браття-українці, посміхнулась доля». (Интересно, почему автора проекта не смутили другие достаточно нетолерантные слова Гимна — «згинуть наші вороженьки»).
Проект был отклонен и не включен в повестку дня. Главуправление посоветовало депутату не зацикливаться на плохом, ведь Гимн является историческим символом нашего государства, а также авторским текстом П. Чубинского.
5. Тряхнем стариной!
Вернуть старые советские законы не прочь были Ярослав Сухой и Екатерина Лукьянова, которые законопроектом № 10112 предложили повышение ставок налога на доходы физлиц с 15% до 17% для граждан, достигших 30-ти лет и не имеющих детей.
Предложение депутатов, которое фактически является «налогом на бездетность», по аналогии с налогом для холостяков, применяемым в СССР, получило широкую огласку. «И если у вас после тридцати еще нет детей, то мы вам дадим методический совет, как это делается», — шутил Сухой.
6. Проверка судей беседой
То ли душевной болтовней за чаем, то ли более жестким допросом, но с целью — выявить личные и нравственные качества судей — был внесен законопроект № 10618. В нем предлагалось усложнить процедуру получения кандидатами в судьи вожделенной «корочки».
Кроме тестирования и практического задания, Дмитрий Шпенов предложил будущим судьям пройти собеседование. Кандидаты, не прошедшие его, считались бы не сдавшими квалификационный экзамен, независимо от количества баллов. Учитывая «человеческий фактор», об объективности такого собеседования судить сложно.
7. Заграничный вип-шоппинг — во благо пенсионеров
Неугомонный фантазер Олег Ляшко инициировал запрет на приобретение гражданами Украины предметов роскоши за рубежом. Законопроектом № 8598 под предметами роскоши предлагается понимать землю, недвижимость, автомобили, самолеты, яхты, предметы искусства, драгоценности стоимостью более 20 тысяч гривен. Все это предлагалось конфисковать при ввозе в Украину или же, если они не ввозятся, но приобретаются для граждан Украины за рубежом — по решению суда. Кроме того, оштрафовать нерадивого покупателя в 10-кратном размере от стоимости незаконно приобретенного.
Конфискованное подлежало бы реализации на аукционах, а вырученные деньги использовались бы на выплату пенсий, соцпомощи и т. п.
8. Бабушек с маком — за решетку
За преступления, связанные с оборотом наркотиков, Антон Яценко предложил пожизненно садить в тюрьму. Законопроектом № 11370 редактируется УК с целью уменьшения количества наркоманов, снижения уровня.
Согласно проекту, предлагается наказывать пожизненным лишением свободы с конфискацией имущества за контрабанду, незаконное производство, изготовление, приобретение, хранение и т. п. И даже за незаконный посев или незаконное выращивание более 500 растений снотворного мака или 50 растений конопли (тогда как сейчас — 3–7 лет лишения свободы).
P.S.
Большинство подобных законопроектов не имеет шансов стать законами. В то же время, вроде бы бессмысленные на первый взгляд проекты могут быть приняты за основу (о запрете пропаганды гомосексуализма, об уголовной ответственности за клевету) и даже в целом (например, «языковой закон»).
«Арт» — все же, искусство, тем более, если это касается законотворчества. Некоторые депутаты убедили нас, что они люди мега-творческие. Но законотворческий поп-арт часто служит для отвлечения общественности от более важных проблем. Вспомним, как под шумок популярных и скандальных проектов принимались важные законы, в том числе и Госбюджет. Вероятно, такие технологии сохранятся и среди нового состава Верховной Рады.
Юлия Шешуряк