О том, как развить и укрепить собственную силу воли, написана гора разнообразных советов. Делайте то, не делайте этого, ведите дневник самонаблюдения. Мало кто при этом задается вопросом: что такое сила воли, из чего она состоит и как работает.
Трудностей с силой воли сразу несколько. Если переспросить «сила чего?» — и начать рассматривать, что представляет собой человеческая воля, есть риск надолго углубиться в дебри философских концепций.
Если мы сразу взглянем на волю в узком психологическом ключе, то увидим, что состоит она из двух функций: побудительной и тормозной. То есть, воля проявляется в тех ситуациях, когда нужно предпринять какое-то действие или, наоборот, удержать себя от действия.
Хотя понятие «сила воли» во многом — изобретение советской психологии, далеко не все признают существование силы воли. А те, кто признают, отзываются о ней довольно противоречиво.
Сила воли — нечто вроде «мышцы»
Самые популярные и общепринятые представления о силе воле: дескать, существует такая функция организма — сила воли, ее можно «подкачать», как трицепс, и тогда она начнет работать эффективнее. Мы сразу начнем учить иностранный язык вместо тупого просмотра телеящика, мы сбросим пяток килограммов, и вообще жизнь наладится.
Как ни удивительно, такая концепция порой становится основой для исследований. Например, американские ученые из университета Кентукки в 2006 году решили проверить, к каким результатам может привести сильное напряжение воли. Они отобрали для участия в эксперименте 168 студентов, рассадили их за столы и перед каждым поставили тарелку с вареной морковью и тарелку с шоколадом и печеньем. Одной группе было предписано питаться в течение трех часов эксперимента только морковью, другой — только конфетами и печеньем. После чего всем были розданы для решения анаграммы, многие из которых были нерешаемы в принципе.
Выяснилось следующее: «морковная» группа раньше сдалась при решении неразрешимых задач, чем «конфетная». Авторы исследования предположили, что это произошло потому, что «морковным» приходилось напрягать силу воли в течение трех часов — и их сила воли «устала».
Кроме того, участникам в процессе эксперимента замеряли пульс, и вывели зависимость увеличения частоты пульса от степени волевых усилий. То есть, чем сильнее человек напрягал волю — тем больше учащался его пульс.
Даже если в таком исследовании и есть доля истины — то лишь в том, что по пульсу можно диагностировать волевые напряжения. Плюс — приятные выводы для лентяев: не надо напрягать свою силу воли без нужды, можно надорваться. Местоположение мышцы по имени «сила воли» по-прежнему остается неизвестным.
Сила воли — это умение себя убедить
Любопытные представления о том, как работает сила воли, были у Выготского — человека, открывшего так называемую «внутреннюю речь». Дело в том, что человек постоянно сам с собой разговаривает: увидеть это можно, пронаблюдав за 4–5-летними детьми. В этом возрасте их речь еще не стала внутренней: например, собирая конструктор, ребенок может говорить себе: «А теперь ставишь эту штуку сюда, а эту убираешь». По такому же принципу мы беседуем сами с собой всю жизнь — правда, внутренняя речь становится более отрывочной и более краткой.
Так вот, сила воли, по представлениям Выготского, работает по принципу диалога с собой. С помощью внутренней беседы мы создаем искусственные стимулы, чтобы направить в себя нужное русло. Например, что надо сделать, чтобы перестать валять дурака и приступить к важной, но осточертевшей работе? — грамотно организовать диалог с самим собой. Например, сказать: «Я сейчас дочитываю башорг до конца страницы, закрываю это окно и начинаю работать». А также привести себе аргументы, почему начать работать — это важно.
Воля есть, сила есть, сила воли — отсутствует
Еще одно распространенное представление — что нельзя говорить о силе воле как таковой. Нет силы воли, зато вместо нее существует саморегуляция, то есть внутренние критерии, руководящие поведением человека и позволяющие действовать эффективно. Иными словами, у каждого человека существуют внутренние стандарты, личная планка и реакция на свои действия и достижения. Например, Репин считал свой «Портрет Мусоргского» незаконченным, несмотря на то, что на наш взгляд — это вполне полноценная и завершенная картина. Художник действовал, исходя из собственных внутренних стандартов, о которых нам ничего неизвестно.
Требовательные к себе люди, как правило, трудолюбивы. Но с другой стороны — они же могут страдать от завышенных требований к себе. Поэтому если рассматривать проявления воли как элемент саморегуляции, основным вопросом будет то, откуда берутся требования к себе? Являются ли они своими, личными — или привнесены извне родителями, обществом и кругом общения? И если требования к себе изначально являются чуждыми человеку, находятся в конфликте с его внутренними потребностями, его реакции превращаются в то, что мы привыкли называть «проблемами с силой воли».
Не сила воли, а сила мотивации
Вполне себе современная идея, состоящая в том, что если человек сильно мотивирован на цель, у него не возникает ни малейших проблем с силой воли. А если человеку остро не хочется что-либо делать — дескать, нет мотивации, значит, он не ощущает, что эти действия ему нужны. На первый взгляд, все просто и ясно. Но как быть, если мне остро хочется достигнуть просветления, но при этом ежедневно сидеть в позе лотоса — нет никакого желания? Хитрость в том, что, замахнувшись на глобальную цель, мы редко разбиваем ее на последовательность простейших действий, ведущих к искомому результату.
В существование силы воли можно верить, а можно — нет. Но в любом случае, когда разговор зайдет об укреплении силы воли, стоит подумать — о чем вообще речь, что предполагается укрепить? Способность верно расставлять приоритеты? Четко формулировать цели? Отличать свои потребности от чужих? Или умение себя уговаривать?
По материалам «Будь здорова»