Головна  Карта сайту  Розміщення реклами на порталі

СПІЛЬНОТА КАДРОВИКІВ І ФАХІВЦІВ З УПРАВЛІННЯ ПЕРСОНАЛОМ
Ласкаво просимо
  Новини
  Бібліотека статей
  Нормативна база
  Зразки документів
  Виробничий календар
  Книжкова полиця
  Хто є хто
  Глосарій
  Розміщення реклами
  Наші партнери
  Форум
Нові матеріали
Підписатися на розсилку





Facebook
Реклама
Реклама
Бібліотека статей / Практична психологія
05.12.2007
Бескровное оружие, или Юмор в деловой жизни

Поединки на шпагах или пистолетах стали историей. Наши современники соревнуются уже не в физическом, а в умственном превосходстве. И оружием им служат ум, умение находить решения, а также способность к шутке. Как считают ученые, юмор — это бескровное, интеллектуальное оружие, которое дано человеку для повышения его статуса.

Сущность и роль юмора

Юмор и юмор — две большие разницы, как говорят в Одессе. Он может быть проявлением как светлого оптимизма, так и сумеречного цинизма. И если первый просто необходим — и в жизни, и в работе (в американских школах бизнеса есть даже дисциплина «юмор в производственных отношениях»), то второй способен так накалить обстановку, что мало не покажется. В этом смысле юмор подобен скальпелю: с его помощью можно спасти жизнь, а можно и хладнокровно убить… любые благие начинания.

Впрочем, это крайности. В настоящее время количество теорий юмора настолько велико, что даже в их классификации не найдено общей точки зрения. Тем не менее, условно их можно разбить на три категории: теории несовместимости, враждебности и высвобождения.

Согласно теории несовместимости юмор возникает вследствие понимания несовместимости между ожиданиями слушателя и тем, что происходит впоследствии. Эта идея была высказана еще Аристотелем.

В соответствии с теорией враждебности смешное заключается в нахождении чувства превосходства над чем-либо. Направление восходит частично к Платону (он считал юмор чувством, основанным на злобе и зависти, в особенности обращая внимание на смех, вызванный несчастьем или неудачей других), частично к Аристотелю (в своей «Риторике» он рассматривал шутку как форму образованного высокомерия) и Цицерону.

Теория высвобождения учит, что смешное является результатом высвобождения психической энергии, при помощи которой человек освобождается от некоторого ограничения.

Многие серьезные умы не прошли мимо «юмористического вопроса». К примеру, австрийский психолог Зигмунд Фрейд пришел к выводу, что остроумие — это в некотором смысле легкое психическое заболевание. Содержание шуток и острот определяется вытесненными в подсознание агрессивными и сексуальными желаниями (ревностью, злобой, желанием унизить или причинить боль). Поэтому на юмористов-циников обижаться не стоит: их надо жалеть, а еще лучше — относиться к ним с сочувствием и молчаливым пониманием.

Французский философ-идеалист Анри Бергсон в трактате «Смех. Эссе о сущности комического» высказал мысль о том, что смешное связано либо с человеком, либо с чем-то, относящимся к человеку: «Пейзаж может быть красив, привлекателен, великолепен, невзрачен или отвратителен; но он никогда не будет смешным».

Писателю Евгению Замятину принадлежит афоризм: «Смех — самое страшное оружие: смехом можно убить все — даже убийство» (роман «Мы»).

Российский исследователь Леонид Карасев все многообразие проявлений юмора и смеха сводил к двум основным типам. Первый относится к ситуациям, когда человек выражает свое телесное ликование (врожденная реакция на здоровье и хорошее настроение) — смех тела (характерен и для животных). Второй связан с собственно комической оценкой действительности — смех ума. По Карасеву, антитеза смеху — чувство стыда, который, как и смех, является двойственным (есть «стыд тела» и «стыд ума»), непрошеным и завладевает человеком полностью. С ним так же сложно справиться, как и с приступом хохота.

Еще один россиянин, Александр Лук, пришел к следующей догадке: «Отыскание и внезапное осознание логической ошибки, особенно чужой, и есть, вероятно, та пружина, которая включает положительную эмоцию и сопутствующую ей реакцию смеха, — при условии, если нет причин, подавляющих положительное чувство. Смех в данном случае — выражение интеллектуального триумфа от нахождения ошибки».

На авторство самой полной и точной теории юмора в настоящее время претендует ученый Константин Глинка. «Я считаю, что юмор — это бескровное, бесконтактное, интеллектуальное оружие, данное человеку для повышения его статуса по сравнению с окружающими, — говорит Глинка. — Кроме этого, смех — это то, что делает нас свободными. Мы можем проиграть сражение, но нас нельзя победить, пока мы смеемся».

Сегодня теорию Глинки поддерживают многие. Во время, когда физическая схватка превратилась в дуэль остроумия, мы ежедневно соревнуемся уже не в физическом, а в умственном превосходстве. И оружием нам служат не только ум и умение находить решения, но и способность к шутке (задача которой — психологически возвысить шутника над соперником, поставить последнего в глупое положение и тем самым повысить социальный статус первого).

Удержать внимание аудитории, снизить напряженность, показать уверенность в себе, привлечь в споре окружающих на свою сторону — во всех этих ситуациях хорошая и своевременная шутка просто неоценима. Так, политик, умело применяющий юмор против оппонента, способен достичь сразу нескольких целей: во-первых, определить слабые и сильные стороны оппонента; во-вторых, спровоцировать последнего на действия, ставящие его в невыгодное положение и т. д. «Иногда надо рассмешить людей, чтобы отвлечь их от желания Вас повесить», — замечал Бернард Шоу.

Имеется классический пример: когда Рональд Рейган готовился к предвыборным дебатам, его противник Джимми Картер нашел пробел в программе соперника и часто строил свои вопросы на этом пункте. Во время решающей теледискуссии мистер Картер задал свой вопрос в очередной раз. В ответ Рейган посмотрел на своего противника и с иронией произнес: «Ну, пристал, как банный лист…». И выиграл выборы. А серьезный и «лучше подготовленный» Картер проиграл. И подобных примеров множество. Вот и не верь после этого в «бескровное оружие»…

Разные народы воспринимают юмор по-разному. И смеются они тоже над разными вещами.

По опросу социологов, 65% жителей США все еще считают падение из-за банановой кожуры смешным. Словесный американский юмор может показаться примитивным. Но у американцев есть преимущество цивилизованных людей — они часто и охотно смеются над собой.

Классический британский юмор, знакомый нам по книгам и фильмам, сегодня большинству англичан просто чужд. За сто лет, прошедших со времен Джерома, Туманный Альбион очень изменился и американизировался и теперь охотно смеется над шутками мистера Бина. Любимые объекты шуток англичан: они сами, правительство и соседи по Европе, особенно французы. По традиции англичане высмеивают шотландцев за жадность, а ирландцев — за пьянство и хвастовство.

Французы издавна слывут веселой нацией. Ирония у них возведена в культ и не боится никаких авторитетов. Согласно опросам для 45% французов мишенью шуток становятся их родственники, для 82% — правительство, а для 22% — религия.

Вопреки распространенному мнению, чувство юмора у немцев развито достаточно сильно. Другой вопрос, что все их шутки балансируют на грани приличия.

Китайцев считают сдержанными и церемонными. На самом деле они бурно выражают свои эмоции и часто смеются. Как ни странно, смех у них вызывают те же незамысловатые трюки, которые так по душе американцам. Темы-табу для юмора — родители и правители.

Приемы остроумия

Итак, с сущностью и ролью юмора как бы все понятно. На очереди классификация. Видов смеха существует не меньше, чем теорий юмора. Например, теоретик и историк советской кинокомедии Ростислав Юренев пишет: «Смех может быть радостный и грустный, добрый и гневный, умный и глупый, гордый и задушевный, снисходительный и заискивающий, презрительный и испуганный, оскорбительный и ободряющий, наглый и робкий, дружественный и враждебный, иронический и простосердечный, саркастический и наивный, ласковый и грубый, многозначительный и беспричинный, торжествующий и оправдательный, бесстыдный и смущенный… веселый, печальный, нервный, истерический, издевательский, физиологический, животный. Может быть даже унылый смех».

А упоминавшийся выше Александр Лук следующим образом классифицировал известные ему приемы остроумия.

  1. Ложное противопоставление. Высказывание строится таким образом, чтобы его заключительная часть по форме будто бы противоречила началу, а на самом деле усиливала его и развивала: «У нее был изжелта-бледный цвет лица, который, впрочем, компенсировался ярким румянцем на носу» (Ч. Диккенс).

  2. Ложное усиление. Заключительная часть высказывания по форме подтверждает начальную, а по существу опровергает, уничтожает ее: «Бросать курить нелегко. Я бросал раз пятьдесят» (М. Твен).

  3. Доведение до абсурда. Для выражения мысли используются такие обороты речи, как гипербола: «Трактирный слуга был живым и вертлявым до такой степени, что даже нельзя было рассмотреть, какое у него было лицо» (Н. Гоголь), или преуменьшение, смягчение, эвфемизм: «Если кто глуп, то это надолго» (французская пословица), «В дворницкой стоял запах гниющего навоза, распространяемый новыми валенками Тихона. Старые валенки стояли в углу и воздуха тоже не озонировали» (И. Ильф, Е. Петров).

  4. Остроумие нелепости. Соединение двух логически несовместимых высказываний, моделирование ситуации, которая противоречит здравому смыслу и повседневному опыту. В простейшем случае нелепость состоит в том, что высказывание содержит взаимоисключающие моменты, однако форма высказывания такова, как будто они совместимы: «Вход бесплатный, детям скидка».

  5. Смешение стилей, или «совмещение планов». Смешение речевых стилей, перенос терминологии, несоответствие стиля и содержания, несоответствие стиля речи обстановке, в которой она произносится, псевдоглубокомыслие: «Волк, со страшной силой хиляя по лесу, встретил чувиху в потрясной красной шапочке» (М. Розовский).

  6. Двойное истолкование. Игра слов, двусмысленность… Простейшая разновидность — каламбур, основанный на использовании омонимов, то есть слов, имеющих несколько разных значений. Например: «взятки сладки», «убожественный фильм», «безблатная путевка» и пр.

  7. Ирония. Противопоставление формы и смысла. Высказывание противоположно тому, что человек думает на самом деле. Однако слушателям дается возможность (по смыслу или интонационно) понять, каково действительное мнение автора: «А здесь неплохо: нары из струганных досок!» (Я. Гашек).

  8. Обратное сравнение. Перевернутое привычное сравнение: «Мой кот, как радиоприемник, зеленым глазом ловит мир» (А. Вознесенский), буквализация метафоры. Например, когда раздраженный недоброжелатель во время выступления Маяковского демонстративно поднялся и стал пробираться к выходу, поэт сказал: «Это человек, из ряда вон выходящий».

  9. Сравнение по случайному или второстепенному признаку, перечисление разнородных предметов и явлений в едином списке. Сопоставляются непохожие и даже несравнимые предметы, затем выделяется какое-то свойство (чаще второстепенное), позволяющее провести сопоставление: «Закон как столб: переступить нельзя, а обойти можно».

  10. Повторение. «Чистое» повторение, повторение с изменением грамматической конструкции, повторение с изменением смысла: «Единственный урок, который можно извлечь из истории, состоит в том, что люди не извлекают из истории никаких уроков» (Б. Шоу).

  11. Парадокс. Установившиеся положения, подвергшиеся незначительной перефразировке, в результате чего их смысл утрачивается, опровергается или меняется на противоположный: «Ничего не делать — самый тяжкий труд» (О. Уайльд), «Лучшее средство избавиться от искушения — поддаться ему» (О. Уайльд), «Я написал длинное письмо, потому что у меня не было времени написать короткое» (Б. Шоу).

Отдельно следует упомянуть о стилистических (риторических) фигурах, к которым, в частности, относятся: инверсия (изменение нормального порядка слов в предложении), конверсия (преобразование смысла), антитеза (оборот, построенный на противоположных понятиях), риторический (не требующий ответа) вопрос, риторическое обращение (фигура, передающая авторскую интонацию: торжественность, доверительность, иронию…), силлогизмы и алогизмы (полное нарушение логики)…

Полезные советы

Очевидно, что классификация Александра Лука может восприниматься не только как фрагмент теоретических изысканий, но и как «шпаргалка» для желающих научиться использовать юмор в «мирных» целях. Подобное желание абсолютно нормально, хотя на работу принимают и не для того, чтобы сотрудник развлекал коллег. Однако человек может комплексовать по поводу того, что он, возможно(!), выглядит не таким веселым и непринужденным, как ему хотелось бы. В этом случае имеется совет.

Чувство юмора не является обязательным украшением делового человека. Естественная серьезность намного лучше искусственного веселья. Если у вас в жизни сложился имидж серьезного человека, держитесь своего стиля, будьте собой, любите себя за профессионализм, надежность, честность и обстоятельный подход к делу. Но не путайте серьезность с хмуростью. Спор о том, что первично — улыбка или хорошее настроение, не решен однозначно. Все взаимосвязано, и именно это дает нам прекрасную возможность управлять своим настроением. Улыбка, даже искусственная, посылает позитивные сигналы в мозг, в результате чего через некоторое время повышается настроение. А это, в свою очередь, позитивно влияет на здоровье. Но это о личном. А для общения (в том числе и для делового) вполне достаточно знания этикета, доброжелательности и вежливости.

Впрочем, если вы серьезно намерены стать «звездой» коллектива, ничего невозможного в этом нет. Тем более что веселый собеседник всегда и везде желанный гость. Начните с малого — чаще улыбайтесь и говорите окружающим комплименты, не ожидая ничего взамен. Коллекционируйте анекдоты, научитесь их рассказывать. Купите томик Вишневского, Кнышева, Губермана… Самые удачные остроты выучите наизусть (Леонардо да Винчи был «звездой» светских раутов, но мало кто знал, что дома он тщательно заучивал интересные истории и анекдоты). Постоянно улыбайтесь миру, и он ответит вам тем же. Кстати, имейте в виду: существует два вида штатных шутников. Весельчаку-балагуру симпатизируют даже отъявленные злюки. Его юмор позволяет вызвать у собеседника соответствующий эмоциональный настрой и смягчить конфликт. С ехидным циником стараются сталкиваться как можно реже. Он способен ради «спортивного интереса» унизить всех и каждого. Вы кем желаете стать?

Справедливости ради заметим, что на работе циник до поры до времени пользуется авторитетом. Он производит впечатление компетентного и уверенного в себе человека. Если у него хватает ума издеваться лишь над коллегами и не задевать начальство, он весьма успешно продвигается по службе. Сослуживцы редко вступают с ним в открытый спор, ибо не хотят становиться объектом его «убийственного» юмора.

Определяйтесь самостоятельно. Разумеется, юмор — это не только оружие. Он может быть источником хорошего настроения, средством установления контакта и передачи информации (шутка, юмореска, фельетон), воспитателем (пословицы, поговорки); своеобразным щитом (анекдот, каламбур) и даже источником жизни — как в прямом (юмор служит для привлечения внимания особей противоположного пола), так и в переносном смысле. В древнеегипетском папирусе III века н. э., находящемся в г. Лейдене (Нидерланды), божественному смеху отводится роль сотворителя мира: «Когда бог смеялся, родилось 7 богов, управляющих миром... Когда он разразился смехом, появился свет… Он разразился смехом во второй раз — появилась вода… При седьмом взрыве смеха родилась душа…». Поэтому дерзайте, и все получится. «Нас нельзя победить, пока мы смеемся».

P. S. Очень полезно время от времени смеяться над собой.

Статья предоставлена нашему порталу
редакцией журнала «Діловодство та документообіг»

Джерело: HR-Лига Автор: Некрасов Денис
Переглядів: 20152 Надіслати другу Версія для друку
 
 
Дивіться також:
Упражнения, которые улучшат вашу память
Не проси — спроси: навык задавать правильные вопросы
Пять вопросов для Фрейда
Советы начинающему карьеристу
Модель эскалации конфликта Ф. Глазла
Развитие эмоциональной грамотности HR-а
Сигналы успеха: шесть приемов, которые помогут выглядеть уверенно
Business Chemistry: четыре стиля сотрудников в команде
Родитель? Взрослый? Ребенок? Кто работает в твоей команде и как наладить с ними коммуникацию?
Психологические приемы в работе с персоналом, или Индивидуальный стиль деятельности
Психоэкология отпуска
Трансакционый анализ как инструмент укрепления дисциплины труда
Графический тест Вартегга
Техника ухода от спора: из опыта эйчара
Стадии жизни человека и практические проблемы кадровой работы
«Полоса препятствий» в эффективном взаимодействии
Настойчивость — второе счастье
Переговоры без поражений
Учитесь властвовать собой
Вся наша жизнь — переговоры…
Управление эмоциональным состоянием сотрудников
Долой камни преткновения!
Неформальные группы внутри организации
Понятие слухов и их признаки
Особенности организации рабочего пространства как средства психологической диагностики личности
Психологическая подготовка к деятельности в особых и экстремальных условиях
Социально-психологические исследования на предприятии как инструмент кадровой работы
О чем поведают наши рисунки
Определение служебных (должностных) функций сотрудников
Профессиональное выгорание работников, его причины и возможные последствия

Реклама
Проекти для професіоналів
Оголошення
Шановні відвідувачі!
З усіх питань щодо роботи порталу звертайтесь до 
адміністратора
2024 © МЕДІА-ПРО
2024 © HR Liga

Copyright © 2005–2024 HR Liga
Використання матеріалів із журналів Групи компаній «МЕДІА-ПРО» лише за погодженням з редакцією (адміністрацією) порталу.
Редакція (адміністрація) залишає за собою право не розділяти думку авторів матеріалів, що розміщуються.
Редакція (адміністрація) порталу не несе відповідальності за збитки, які можуть бути завдані внаслідок використання, невикористання або неналежного використання інформації, що міститься на порталі.
Відповідальність за достовірність інформації та інших відомостей несуть автори публікацій.
З усіх питань пишіть на admin@hrliga.com