О существующем серьезном разрыве между потребностями бизнеса в управленческих кадрах разных уровней и качеством подготовки, которое обеспечивает высшее образование, говорят и пишут в последние годы много, так же как и о серьезном дефиците квалифицированных менеджеров…
В очередном рейтинге глобальной конкурентоспособности 2007– 2008, опубликованном Всемирным экономическим форумом в начале ноября прошлого года, Россия занимает 58-е место, Украина 73-е* (из 117 стран). Из 12-ти факторов конкурентоспособности как явных преимуществ экономики России выделялись следующие: «макроэкономическая стабильность», «высшее образование», «гибкость рынка труда», «размер рынка» и часть индикаторов, характеризующих «инновационный потенциал». По фактору «высшее образование» слабые стороны связаны именно с качеством образования в области менеджмента, а также с корпоративным обучением и повышением квалификации. Лидируют в мире США, где ситуация с бизнес-образованием и удовлетворением потребностей бизнеса в управленческих кадрах в целом достаточно стабильная. Программы MBA в США оканчивают ежегодно свыше 100 тыс. человек, да и в мировых рейтингах американские бизнес-школы занимают ведущие позиции. Несмотря на это, критика деятельности бизнес-школ со стороны бизнеса в последнее время неизменно усиливается, ключевыми пунктами по-прежнему остаются излишний академизм и оторванность от практики.
На этом фоне потребность внедрения «технологических инноваций» в учебный процесс в области бизнес-образования ощущается очень остро. Основные задачи использования инновационных подходов в подготовке менеджеров: сокращение сроков подготовки и минимизация отрыва от рабочих процессов в компаниях, ориентация на компетенции, а не на знания, а также подготовка управленческих команд. Не менее важно обеспечить не только массовость подготовки специалистов, но и высокое ее качество. Для этого необходимо проводить обучение «в удаленном режиме», непосредственно на рабочем месте, что возможно лишь при использовании более продвинутых технологий дистанционного обучения через интернет.
Педагогические основы инновационных образовательных технологий
Концептуальные основы того, что можно назвать «активным обучением», были сформулированы еще в начале ХХ века американским философом и педагогом Джоном Дьюи (John Dewey). Он утверждал, что традиционной системе образования, основанной на приобретении и усвоении знаний, нужно противопоставить обучение «путем делания», чтобы новые знания извлекались человеком из практической деятельности и личного опыта. В 1950–1960 годах подобные идеи активно развивались. В результате оформились две концепции: «пирамида обучения» (learning pyramid) и «конус опыта Эдгара Дейла» (Dale’s cone of experience).
«Конус опыта» американского педагога Эдгара Дейла (Edgar Dale) наглядно иллюстрирует, каких разных образовательных результатов можно добиться, используя различные средства или «носители» (media) содержания обучения (рис. 1). Эта версия «конуса» относится к более поздним публикациям.
Рис. 1. «Конус опыта»
К концу 1970-х годов по результатам исследования Национальной тренинговой лаборатории США была сформулирована так называемая концепция «пирамиды обучения». Она также демонстрирует зависимость между методами обучения и степенью усвоения материала. Становится очевидно, что классическая лекция (монолог преподавателя, который не сопровождается слайдами и другими иллюстрациями) — наименее эффективный метод обучения: он обеспечивает освоение в среднем около 5% содержания. В то же время «активное обучение» (вовлечение участников образовательного процесса в различные виды активной деятельнсти) позволяет добиться значительно лучших результатов (рис. 2).
Рис. 2. «Пирамида обучения»
Основные типы методов обучения
На различных этапах развития системы образования использовались несколько ключевых методических подходов к обучению:
Практика — старейший способ обучения. Его идея проста и понятна: человек осваивает профессиональные навыки и инструменты, включаясь в реальную деятельность. Этот подход использовался как при обучении охоте в древние времена, так и в ремесленных мастерских в средние века. В современной системе образования он широко применяется при организации стажировок и практики учащихся.
Трансляция материала — передача знания о предмете или способе деятельности от одного человека другому. Этот подход также используется с древности, когда знающий и опытный учитель рассказывал молодым и неопытным ученикам о том, как устроен мир. В XVII веке Ян Амос Коменский усовершенствовал эту педагогическую технологию, создав на ее основе классно-урочную систему, «при которой учащие меньше бы учили, учащиеся больше бы учились». В современной системе образования трансляция материала происходит в различных формах: при прослушивании лекций, чтении книг, обучении на дистанционных курсах и посещении мастер-классов экспертов.
Однако эти классические подходы к обучению имеют недостатки:
-
при ограничении обучения формированием практических навыков ученики могут недополучить нужные знания;
-
при ограничении обучения трансляцией готовых знаний ученики получают излишне теоретизированное и оторванное от реалий жизни образование.
Чтобы минимизировать эти недостатки и повысить эффективность обучения, в ХХ веке были предложены новые подходы (рис. 3).
Рис. 3. Методы обучения
Разбор и анализ ситуаций. Этот метод появился в Гарвардском университете; первоначально он использовался при подготовке врачей. Суть метода — выделение из практической деятельности типовых ситуаций. Ученики анализируют эти ситуации, а затем предлагают свои решения и формулируют сценарии развития событий. При этом у учащихся формируются профессиональное мышление и способность принимать решения в ряде типовых профессиональных ситуаций.
Игра. Несмотря на то что все люди учатся жизни именно через игры, в профессиональной подготовке игровые методы обучения впервые были использованы только в предвоенные годы в СССР. Первая деловая игра «Перестройка производства в связи с резким изменением производственной программы» была проведена Марией Бирштейн в 1932 году. Примерами такого типа игр являются организационно-деятельностные игры Г. П. Щедровицкого, а также упражнения по разработке политики (policy exercises), которые активно обсуждались известными зарубежными исследователями в области игр Ричардом Дьюком (Richard Duke) и Яном Клабберсом (Jan Klabbers). Однако групповые упражнения по выработке решения в условиях, имитирующих реальность, так и не получили широкого распространения в советских программах подготовки управленцев.
Гораздо более популярными стали ролевые игры, задачей которых является демонстрация моделей поведения в типовых профессиональных ситуациях либо на определенном рабочем месте.
Имитация. Идея использования имитационных моделей в процессе обучения впервые была реализована в военной сфере (тренажеры для подготовки пилотов — flight simulators), оттуда она перекочевала в бизнес-образование. Первые управленческие имитационные модели были разработаны в университете Carnegie Mellon (Питсбург, США) в 1958 году. В основе имитационных методов обучения лежит модель, построенная на основании норм и правил реальной практической деятельности. Принимая участие в имитационной игре, учащийся получает возможность освоить профессиональные процедуры и инструменты работы, а также сформировать представление о целостном устройстве определенной сферы деятельности. У нас этот метод часто называют «симуляцией», «симулятором» или «имитационной игрой».
Проект — один из наиболее эффективных методов обучения. Суть проектного подхода заключается в том, что ученик встраивается в систему коллективных работ, направленных на решение реальной практической задачи. Проектируя развитие ситуации, анализируя данные, учащийся получает возможность освоить способ выполнения соответствующих работ. Групповая форма организации учебного проекта вынуждает участников организовывать совместную деятельность и налаживать рабочие коммуникации, то есть научиться действовать в команде. Обучение на базе проектного подхода наиболее эффективно при подготовке управленцев, которые должны обеспечить процессы реформирования и развития бизнеса.
Для повышения эффективности процесса обучения и обогащения образовательной среды разработчики современных образовательных технологий, как правило, одновременно применяют несколько методов обучения. Использование инноваций с учетом современного уровня развития информационных и коммуникационных технологий позволит повысить эффективность образовательных программ.
Что же такое «инновационная образовательная технология»? Это комплекс из трех взаимосвязанных составляющих:
-
Современное содержание, которое передается обучающимся, предполагает не столько освоение предметных знаний, сколько развитие компетенций, адекватных современной бизнес-практике. Это содержание должно быть хорошо структурированным и представленным в виде мультимедийных учебных материалов, которые передаются с помощью современных средств коммуникации.
-
Современные методы обучения — активные методы формирования компетенций, основанные на взаимодействии обучающихся и их вовлечении в учебный процесс, а не только на пассивном восприятии материала.
-
Современная инфраструктура (технические средства) обучения, которая включает информационную, технологическую, организационную и коммуникационную составляющие, позволяющие эффективно использовать преимущества дистанционных форм обучения.
Нередко под инновационными образовательными технологиями понимается не применение новых методов обучения, а исключительно более активное использование информационных и коммуникационных технологий — интернета, мультимедиа, вебинаров, телеконференций и т. п. Такое узкое понимание инноваций не дает возможности повысить качество образования.
Где возникают инновации для подготовки менеджеров?
В бизнес-обучении, как одной из наиболее практико-ориентированных областей образования, инновации используются достаточно давно. Если говорить о конкретных — наиболее заметных — «технологических» новинках, следует отметить метод разбора конкретных ситуаций, или метод кейс-стади (case study method); метод бизнес-симуляций (business simulations); метод обучения через проекты (project-based method).
В настоящее время можно выделить несколько программ подготовки управленческих кадров, в рамках которых разрабатываются и внедряются инновационные подходы к обучению менеджеров. Такие программы готовят некоторые бизнес-школы, профессиональные ассоциации, специализированные тренинговые компании и корпоративные университеты.
Традиционно наиболее активными потребителями и производителями новых образовательных технологий становятся бизнес-школы. В частности, речь идет о методе разбора конкретных ситуаций. Несмотря на свою более чем столетнюю историю за рубежом, в России он пока не получил достаточного распространения в школах бизнеса (за исключением ряда столичных школ).
У нас «кейсами» часто называются тексты, которые в соответствии с классическим «западным» пониманием таковыми вовсе не являются. Поэтому качественных отечественных кейсов, описывающих ситуации, характерные для наших компаний и отраслей, сегодня крайне мало. И, конечно же, «кейсовых» школ, в которых учебный процесс практически полностью строится на разборе конкретных ситуаций (за время обучения на программе MBA слушатели разбирают не одну сотню кейсов), подобных американской Harvard Business School или канадской Richard Ivey School на постсоветском пространстве пока нет.
Не очень активно практикуется разработка в рамках MBA-программ прикладных групповых проектов по конкретной компании или отрасли. При работе группы студентов над проектом для конкретной компании они должны сделать детальный анализ ситуации, разработать рекомендации, презентовать и обсудить их с топ-менеджментом данной компании. Пока это редкость в учебном процессе отечественных бизнес-школ. Определенным аналогом такой формы работы является принятая в российском инженерном образовании форма курсовых проектов. Это одна из наиболее близких к реальной практике образовательных технологий, которая дает прекрасные результаты и поэтому имеет мощный потенциал.
Большинство ведущих школ бизнеса в последние полтора-два десятилетия используют проектную форму обучения как одну из основных. Проекты длятся от одного–двух месяцев до полугода. В частности, слушатели годовой программы MBA IMD (Швейцария) за время обучения успевают выполнить два проекта: один предпринимательский, связанный с разработкой бизнес-плана, а второй — консалтинговый для компаний, которые в течение определенного времени уже ведут свою деятельность на рынке.
Одна из наиболее эффективных технологий обучения менеджеров — имитации управления бизнесом (компанией или банком) — бизнес-симуляции (business simulations). У нас под этим термином понимается много различных методик: ролевые игры (role play), настольные игры (board games), деловые игры, а также компьютерные имитации или симуляторы. В зарубежном бизнес-образовании эти разнообразные формы используются и как элементы курсов в бизнес-школах, и как самостоятельные обучающие мероприятия, которые предлагают тренинговые компании.
Компьютерные имитации представляют собой «тренажеры для менеджеров» — по аналогии с тренажерами для авиапилотов. Деятельность управленца не менее ответственна и сложна, потому разумно предварительно пройти тренировку в условиях минимального риска.
В настоящее время в ряде ведущих зарубежных школ бизнеса бизнес-симуляции используются как курс, интегрирующий все дисциплины MBA-программы. Участие в них позволяет учащимся применить на практике основные концепции управления виртуальной компанией, увидеть и осмыслить результат своей деятельности до начала реальной бизнес-практики. В ведущих школах такие курсы длятся от одной-двух недель (Rotman School at the University of Western Ontario в Торонто или в China-European International Business School в Шанхае) до трех месяцев (Tepper Business School at Carnegie Mellon University в Питсбурге). В питтсбургской бизнес-школе уже не одно десятилетие действует специальное структурное подразделение — Центр интерактивных симуляций (Center for Interactive Simulations), который отвечает за создание и внедрение инновационных методов в учебный процесс. В 2001 году лаборатория методов обучения (Learning Lab) была создана и в американской Wharton Business School, занимающей первое место в рейтинге Financial Times. В ее создание было инвестировано более 10 млн. долл.; ожидается, что лаборатория поможет школе удержать лидерство на рынке бизнес-образования.
В ведущих бизнес-школах России и стран СНГ также имеются подобные структуры. Для повышения эффективности образовательных программ и развития активных методов обучения в 2003 году в Академии народного хозяйства (АНХ) при Правительстве РФ было создано структурное подразделение, специализирующееся на исследованиях и проектных разработках в области технологий образования и их внедрении в учебные программы, — Центр инновационных образовательных технологий. Недавно с целью расширения деятельности в этом направлении в АНХ был создан Институт технологий образования, который насчитывает в своем портфеле уже более 10-ти бизнес-симуляций в разных сферах, а также банк кейсов. Институт реализует ряд корпоративных программ для подготовки управленческих кадров, построенных на инновационных образовательных технологиях.
В украинской бизнес-школе Международный институт менеджмента МИМ-Киев уже более семи лет действует Центр инновационных технологий, отвечающий за работу четырех бизнес-симуляций в рамках различных дисциплин программ MBA и Executive Education. Примером использования новых коммуникационных технологий для обучения бизнес-команд в Украине также является сетевая симуляция Global Management Challenge.
В последнее время крупные компании все шире используют инновационные технологии для подготовки действующих менеджеров и для отбора наиболее талантливых студентов. Например L’Оreal, Danone, Siemens и Westdeutsche Landesbank уже 5–10 лет активно реализуют «симуляционные» обучающие проекты и в сетевом (через интернет) и очном формате.
_________________
* Рейтинг глобального индекса конкурентоспособности Всемирного экономического форума (Global Competitiveness Index of the World Economic Forum) составляется с 2004 года. При его расчете исследуются анализ деятельности государственных учреждений, инфраструктура, макроэкономическая стабильность, качество и доступность здравоохранения и образования, эффективность товарных рынков и рынка труда, сложность финансовых рынков, технологическая готовность, объем рынка, развитие бизнеса и инноваций.
Согласно ежегодному докладу The Global Competitiveness Report 2007–2008, опубликованному ВЭФ, наиболее конкурентоспособной является экономика США, второе место занимает Швейцария, далее следуют Дания, Швеция, Германия, Финляндия и Сингапур. Среди стран с развивающейся экономикой лидируют Китай (34-е место) и Индия (48-е), среди стран Латинской Америки самый высокий рейтинг у Чили (26-е место), на Ближнем Востоке — у Израиля (17-е место).
В 2005 году Россия находилась на 53-м месте, в 2006-м — на 59-м. Украина в 2006-м году занимала 69-е место.
В отчете рейтинга говорится: «Украина страдает от неэффективных прав собственности, практики злоупотребления и коррупции на всех уровнях власти, в том числе в судах. И хотя уровень коррупции снизился с начала 2004 года, он все еще высокий, учитывая международные стандарты. Страна улучшила показатели потенциала и человеческого капитала (например, высокий уровень поступления в университеты), но этого недостаточно, чтобы предупредить дальнейшее снижение уровня конкурентоспособности».
Рейтинг ВЭФ составляется на основе опроса лидеров бизнес-сообщества, с учетом официальных статистических данных. В определении лидеров экономической конкурентоспособности принимают участие ведущие исследовательские институты и организации.
Статья подготовлена в соавторстве с директором проекта Business Battle АНХ при правительстве РФ Денисом Конанчуком и заместителем директора Центра инновационных образовательных технологий АНХ при правительстве РФ Дмитрием Кайсиным.
Статья предоставлена нашему порталу
редакцией журнала «Менеджер по персоналу»