Головна  Карта сайту  Розміщення реклами на порталі

СПІЛЬНОТА КАДРОВИКІВ І ФАХІВЦІВ З УПРАВЛІННЯ ПЕРСОНАЛОМ
Ласкаво просимо
  Новини
  Бібліотека статей
  Нормативна база
  Зразки документів
  Виробничий календар
  Книжкова полиця
  Хто є хто
  Глосарій
  Розміщення реклами
  Наші партнери
  Форум
Нові матеріали
Підписатися на розсилку





Facebook
Реклама
Реклама
Бібліотека статей / Корпоративна культура
27.12.2010
«…Из всех искусств для нас важнейшим…», или Корпоративное кино

По запросу «корпоративное кино» Google за 23 сотых секунды находит 339 тыс. ссылок. Контекст понятен сразу: «Кинокапустники. Корпоративные вечеринки. Свадебное кино». Еще пара-тройка обзорных статей со словами: «презентационный жанр», «sales-фильмы» и «корпоративные коммуникации»…

Кино обладает уникальным свойством: на уровне восприятия экранные образы практически неотличимы от самой реальности. Чтобы создать эффект присутствия на месте описываемых в книге или журнальной статье событий, вдохновение и красноречие писателя должно пробудить воображение читателя. Кинозрителю же не нужно обладать воображением — за него все уже вообразили специально обученные люди: сценарист, режиссер, оператор и мастер по свету (всего человек сто пятьдесят).

С первых сеансов братьев Люмьер люди с криком убегали, потому что на них двигался «настоящий» локомотив. Король Англии Эдуард VII узнал себя во время демонстрации «хроники коронации», созданной на студии Жоржа Мельеса «до того», как событие состоялось в реальности — воображение дорисовало все, чего не хватало «движущейся картинке».

Каждый автор воспринимает мир в соответствии со своими представлениями о жизни, поэтому произведение искусства субъективно по определению. В кино есть рамка — кадр, границы которого отсекают все лишнее, обыденное, неважное. Фокусируя внимание зрителя на определенной ситуации, событии, персонаже, автор не «регистрирует», а создает реальность. Важнейшая особенность кино, которая давно и успешно используется в рекламе, состоит в том, что на экране создается «параллельный мир» — независимый от физической/ исторической реальности, но активно воздействующий на нее.

Корпоративное кино — о чем и для кого?

Корпоративное кино отличается от «обычного» только тем, что снимается в интересах конкретного заказчика (компании или организации). При этом для решения ряда задач (в интересах бизнеса, власти или определенных социальных групп) автор использует выразительные средства кинематографа. В мир цифр и сухих документов кинофильм привносит человечность и эмоциональность, которые помогают сделать более эффективным диалог руководителя и подчиненного, инвестора и представителя инвестируемого предприятия, продавца и покупателя. В бизнесе эмоций не меньше, чем в обычной жизни, потому что здесь люди рискуют деньгами, тратят самое дорогое, что у них есть, — личное время! «Инвестируя» в свое дело самих себя, они верят, радуются, сердятся…

Корпоративное кино оставляет за кадром обыденность производственного участка, строительной площадки, бухгалтерии или сервисного центра, чтобы показать красоту человеческих поступков, идей и переживаний. Условность искусства позволяет отсечь все лишнее, высветив самое главное, важное, значимое для людей.

В успешной компании могут работать тысячи сотрудников в самых разных регионах. Как обеспечить эффективные взаимосвязи между людьми (в первую очередь — на личностном уровне)? Как донести до каждого сотрудника филиала политику руководства, увлечь всех общей идеей, сделать частью одной команды? Все это — важнейшие задачи менеджеров. Позволю себе процитировать заместителя генерального директора крупного российского коммерческого банка ОАО «УРСА Банк» Даниила Сандлера: «Для нас не столь важно, что запомнят люди после нашей стратегической сессии, сколько то настроение, с которым они оттуда выйдут».

В странах с развитой экономикой кино давно стало частью корпоративной культуры, обязательным инструментом общественных коммуникаций. Вот уже пятьдесят лет лидеры отрасли регулярно встречаются на главной площадке — New York Film Festivals. Признанные мировые мастера демонстрируют новинки и оценивают представленные ленты по 48(!) номинациям (со списком номинаций фестиваля можно ознакомиться на его сайте).

Корпоративное кино можно разделить на две большие группы: для внутреннего (сотрудников) и внешнего зрителя (партнеров, потребителей, будущих сотрудников, самой широкой зрительской аудитории). Для специалистов в области управления персоналом интерес представляют фильмы, которые можно использовать в следующих направлениях:

  • взаимоотношения с клиентами, поставщиками и партнерами (проведение презентаций);
  • формирование имиджа компании;
  • рекрутинг и адаптация персонала;
  • охрана труда/обеспечение безопасности;
  • обучение и развитие персонала;
  • корпоративные коммуникации;
  • проведение корпоративных мероприятий.

Взаимоотношения с клиентами, поставщиками и партнерами

В первую очередь это обучающие фильмы для торгового персонала (как своего, так и компаний-дилеров), где рассказывается о новых продуктах/ услугах, которые компания выводит на рынок.

Чаще всего заказчиками подобных фильмов выступают банки, предоставляющие клиентам сложные «пакетные» услуги. При обучении многочисленных сотрудников фронт-офиса тонкостям продвижения и продажи продуктов лучше всего показать, как это сделать. Унифицировать и удешевить обучение особенно важно, когда банк имеет разветвленную сеть филиалов по всей стране. При срочном обновлении пакета услуг группа разработчиков физически не в состоянии объехать всю страну с «гастролями» (тем более что в группу нередко входят начальники департаментов, текущие обязанности которых никто не отменял). В таких фильмах сотрудникам даются четкие и понятные инструкции по применению новых продуктов (вплоть до так называемых речевых модулей: стандартизированных формулировок названий разделов, операций), а также ответы на часто задаваемые вопросы. Как правило, сразу после просмотра фильма обучаемые сотрудники могут пообщаться с группой разработчиков продукта (в режиме телеконференции), которые отвечают на все возникшие вопросы.

Формирование имиджа компании (в том числе работодателя)

Это универсальная и поэтому наиболее распространенная форма корпоративного кино, работающая как на внешнюю, так и на внутреннюю аудиторию.

Например, при открытии нового ресторана в старинном особняке Новосибирска был снят фильм «La Maison. Легенды дома»: экранизирована история этого примечательного здания, где в разные годы размещались дореволюционный синематограф, штабы белых и красных, бюро ВКП(б), газета «Советский воин». Лента заняла первое место на I Всероссийском фестивале корпоративного кино в Москве, где она была признана лучшим корпоративным фильмом 2007 года.

Первоначально рассчитанный на клиентов заведения, этот ролик успешно выполняет и HR-задачи: создает у кандидатов хорошее впечатление о работодателе, задает «высокую планку» для будущих сотрудников. Благодаря фильму ресторан сразу стал статусным, «с историей». Примечательно, что всего через полгода после его открытия именно здесь ужинали президенты Владимир Путин и Нурсултан Назарбаев, хотя в городе есть немало других высококлассных ресторанов, с более давней «пропиской». Фильм сделал свое дело — La Maison воспринимается как лучший самыми широкими заинтересованными группами, в том числе администрацией города. Такова сила воздействия «волшебного луча»!

Рекрутинг и адаптация персонала

Чтобы не проводить для каждого потенциального/ нового сотрудника экскурсию по цехам и отделам, во многих компаниях группам кандидатов показывают 10–15-минутный ролик. В этих фильмах рассказывается, чем занимается компания, какова ее история, традиции, корпоративная культура, какие проекты уже выполнены, какие перспективы ждут нового сотрудника. Цель — заинтересовать кандидатов, привлечь их внимание. Увидев рабочие места, ознакомившись с выступлениями руководителей, человек принимает решение: подходит ли ему это место.

К этой же категории можно отнести и ролики о корпоративных социальных программах, льготах и преимуществах для работников, а также фильмы по профориентации. В России это направление разрабатывается еще довольно редко: само понятие «рекрутинг» появилось у нас сравнительно недавно, да и необходимость в массовом наборе персонала у отечественных компаний не настолько велика, чтобы руководители видели целесообразность выделять деньги на создание подобных фильмов. Активно используют их пока лишь лидеры сетевого маркетинга (одной из первых начала использовать рекрутинговые ролики компания Herbalife).

Охрана труда/ обеспечение безопасности

К этой категории относятся обучающие фильмы, направленные на обучение работников стандартам и инструкциям. Известно, что слабое знание мер безопасности является одной из наиболее распространенных причин несчастных случаев на производстве (второе место после халатности руководства). Фильм, наглядно рассказывающий о том, какие опасности подстерегают работника при выполнении тех или иных операций, как оградить себя и окружающих от травм и неудобств — отличный инструмент для эйчара или инженера по технике безопасности. Здесь также нужно показать, что делает компания для сохранения жизни и здоровья людей, продемонстрировать тяжелые последствия несоблюдения правил.

Ролики об обеспечении безопасности также позволяют сэкономить время и при подготовке охранников.

Обучение и развитие персонала

Видеотренинги дают возможность быстро обучать и переобучать сотрудников в отдаленных филиалах. При этом компания не только экономит на командировочных расходах для тренеров, но и внедряет корпоративные стандарты, унифицирует обучение всех исполнителей.

Например, в фильме можно раскрыть основные аспекты обучения продавцов:

  • как поздороваться с посетителем;
  • о чем нужно спросить покупателя;
  • что следует предложить клиенту;
  • как работать с возражениями;
  • как выйти из неловкой ситуации, разрешить конфликт и т. п.

Наверное, о художественной ценности таких фильмов можно спорить (хотя творчески нужно относиться к любой работе), но польза от формирования единых стандартов обслуживания в сети магазинов или сервисных центрах — огромна. В кино можно достоверно показать, что ждет молодых сотрудников за пределами учебного класса. Это очень эффективный способ обучения, ведь, как известно, лучше один раз увидеть…

Кроме того, существуют специальные обучающие фильмы для узких специалистов. Например, с помощью полуторачасового фильма «Методы оказания медицинской помощи при инсульте» специалисты НИИ инсульта Российского государственного медицинского университета доносят до медперсонала больниц основные принципы спасения больных при сосудистых катастрофах (это одна из самых распространенных причин смертности людей трудоспособного возраста).

Корпоративные коммуникации

Фильмы этого направления помогают разъяснить сотрудникам новые требования, донести поставленные руководителями задачи, способствуют формированию корпоративной культуры и т. п.

Например, в 2005 году ОАО «Авиакомпания «Сибирь» под новым брендом S7 объединила десяток больших и маленьких авиакомпаний России. После завершения слияния активов перед топ-менеджерами встала новая задача: тысячам людей из разных и далеких друг от друга авиаотрядов, авиакомпаний и подразделений необходимо было объяснить, что теперь все они — часть одной большой современной компании, с новыми ценностями, стандартами, требованиями и т. д. Рассказать о нововведениях всему персоналу — пилотам из Барнаула, менеджерам из Москвы, стюардессам из Хабаровска, авиатехникам из Сочи и пр. — сложно, но можно, а вот как добиться, чтобы работники приняли новые требования (желательно, с энтузиазмом)? Понятно, что после всех перемен они теряются в догадках: «Чего ожидать от новых хозяев?» В таких случаях корпоративный ролик — хорошее решение, конечно, при условии, что он будет качественным.

Темой фильма могут стать и радостные для компании события, и внутренние проблемы. Например, в одной компании сотрудникам показали ролик о наиболее распространенных практиках воровства на предприятии. Этим фильмом «чересчур предприимчивым» людям дали понять, что:

  • о проблеме и о масштабах происходящего руководство осведомлено;
  • руководители крайне недовольны вскрывшимися фактами хищений;
  • «несунов» ожидает печальная участь.

На нечестных кладовщиков и грузчиков креативность создателей фильма подействовала: воровство пошло на убыль.

«Мотивирующие» фильмы также можно отнести к коммуникационным. Например, традиционные тренинги по развитию навыков продаж медицинские представители компании «Никомед» посещали без особого энтузиазма. Но однажды им продемонстрировали фильм, показавший, что стоит за неудачным визитом медпредставителя к врачу: несбывшиеся надежды и нереализованные планы заболевших людей, возможно, даже смерть — и безутешное горе близких. Яркий, эмоциональный рассказ о том, насколько важна и нужна работа медпредставителя — для компании, врачей и пациентов, сделал свое дело: люди в зале плакали… Только после этого по-настоящему «заработал» основной компонент программы обучения — тренинги. (Фильм «Ради жизни», снятый по заказу Nycomed Russia & CIS в 2009 году получил бронзовую медаль New York Film Festivals.)

Корпоративные мероприятия

В кинороликах, приуроченных к очередной годовщине создания компании, профессиональной конференции или празднованию Нового года, показывают основные события в жизни организации, рассказывают о планах руководства на будущее. Кинофильм позволяет в серии ярких запоминающихся образов передать видение будущего, гордость за достигнутые успехи, ожидание новых побед. Когда через пару недель после корпоративной спартакиады, стратегической сессии или джип-сафари по Монголии на корпоративном сервере появляется фильм о событии, его участники и коллеги-болельщики вновь переживают бурю положительных эмоций. Видеоотчеты о «поощрении отдыхом» самых успешных работников компании служат мощным «мотиватором» для остальных.

Очень интересен еще один «микрожанр»: корпоративные фильмы, которые специально снимают к праздникам сами сотрудники — с привлечением профессиональных съемочных групп. В каждой компании существует собственная субкультура: пусть ее нельзя объяснить или описать, но можно «поймать» на экране. Например, коллектив новосибирского филиала компании «Вымпелком» в начале этого десятилетия каждый год ко дню рождения создавал корпоративный фильм — свою версию знаменитых блокбастеров («Полосатое солнце пустыни», «Ночной дозвон» и т. д.). В главных ролях были заняты сами сотрудники офиса.

Фильм! Фильм? Фильм…

На постсоветском пространстве корпоративное кино делает первые, очень робкие шаги «в траншеях», «по трубам» и «между станками». Да, есть примеры удачных и даже очень удачных работ, но «в среднем по больнице» пока что абсолютное большинство производителей искренне уверены: корпоративное кино — это такой особенный жанр, специально неинтересный. Действительно, ну разве может быть интересным фильм про «трубы, станки и траншеи»? Удивительно: подавляющее большинство создателей корпоративного кино не любят свою работу… Почему?

В СССР корпоративное кино считалось «уделом бездарей», «настоящие творцы» видели в этих лентах лишь постыдную халтуру. К точке распада плановой экономики кинодокументалистика хозяйственных успехов (советский вариант корпоративного кино) подошла с явными симптомами недоразвитости: заказчик (строительно-монтажный трест, металлургический или банно-прачечный комбинат) не способен был ни правильно сформулировать задачу, ни проконтролировать результаты работы. Исполнитель же, как правило, во-первых, не умел решать маркетинговые задачи посредством образного языка кино и, во-вторых, гнушался своей работой, считая ее презренным и низким жанром. Предприятия-заказчики руководствовались директивами министерств и ведомств, не имели четкой цели для создания фильма и не были заинтересованы в коммерческих результатах.

Увы, за прошедшие 20 лет ситуация радикально не изменилась. Маркетинговые стратегии, узнаваемость бренда, повышение лояльности потребителя — все эти приметы капитализма до сих пор редкость в формулировке заказа на изготовление корпоративного кино. Чаще всего HR-менеджер или директор по маркетингу начинают разговор с шефом продакшн-компании словами: «Нам нужен фильм, но у нас нет абсолютно никаких идей, поэтому мы пришли к вам…» Если им очень повезет, специалисты помогут выявить потребности компании, предложат грамотное решение. А если нет? Ну, эти опусы всем «до боли знакомы»: по бессмертным штампам («трудно переоценить вклад предприятия», «важнейшее народно-хозяйственное значение», «главная транспортная артерия») и по «картинке» (президент корпорации снят без света, но с геранью, уравновешивающей внутрикадровую композицию на фоне музыки из передачи «Клуб кинопутешественников» за 1978 год).

Конечно, проходную халтуру смотреть никто не хочет — зрителю это неинтересно. У нас никто не оценивает отрицательный экономический эффект от скуки потенциальных партнеров и инвесторов — а зря! В то же время отечественные компании могли бы многое рассказать об инновациях, к примеру, в области отопительных технологий, элементных фасадов или лазерной резки металлов… Новые клиенты с удовольствием покупали, применяли, использовали бы все это, если бы… увидели интересное кино — яркое, умное, с творческими находками.

Осторожно: киношники

Сегодня на рынке корпоративного кино предлагают услуги организации и частные лица (иногда формально выступающие как организации — какой-нибудь Ivan-off production, например).

Телевидение и кино — это «командный спорт». Есть сферы творчества, где могут работать «единоличники» — дизайнер, композитор, писатель. В кино такое невозможно, фильм — это продукт взаимодействия команды. Удачный фильм — результат соединения профессионализма множества людей (звукорежиссера, специалиста в области компьютерных спецэффектов, сценариста, костюмера и т. д.). Он должен прекрасно смотреться и слушаться, и при этом быть наполнен смыслом — для внутреннего и внешнего адресата.

Плохо снятый, слабо смонтированный, с неуместной компьютерной графикой, непонятными символами и избытком закадрового текста фильм может разрушить любые бизнес-планы. Маленькая семейная фирмочка или находящийся в «творческом отпуске» телевизионный журналист, студент-дизайнер или непризнанный гений с «Райнаучфильма» не могут сделать то, что по силам лишь команде профессионалов: обеспечить учет интересов клиента и качество итогового продукта.

В 2007 году мы попробовали перенести опыт создания корпоративных имиджевых фильмов на сообщество принципиально иного масштаба — жителей Новосибирска, полуторамиллионной столицы нашего региона. Новосибирцы — это, в основном, приезжие предприимчивые люди средних лет. Дружеских связей у них мало, основная цель в жизни — добиться чего-то важного для себя. Тем удивительнее для нас был резонанс, который получил фильм «Город, где Я. Новосибирск»: его копируют, выкладывают в блогах, обсуждают, просят записать для родственников за границей. Даже такие целеустремленные и ершистые индивидуалисты хотят гордиться принадлежностью к своей корпорации. Интересный фильм (подчеркиваю: интересный) оценили и за три с половиной тысячи километров от Новосибирска — он завоевал Гран-при II Всероссийского фестиваля корпоративного кино «Брендфильм» в Москве, став лучшим корпоративным фильмом России 2008 года.

Приходят в «кинопромысел», главным образом, с телевидения — преимущественно из службы новостей. Но в отличие от кино, телевидение лишь регистрирует действительность, а не создает ее! Телевизионщику средней руки в голову не приходит, что все, что он видит, может выглядеть иначе — лучше. Создание экранной реальности, способность подняться над обыденностью, — прерогатива тех, кто обладает кинематографическим мышлением.

Интересное кино снимают не «про трубы и траншеи», мысли и сердца увлекают только «вечные темы»:

  • о том, как идея одного зажигает и ведет сотни, а то и тысячи людей;
  • о том, как рожденная в студенческом общежитии, холодном подвале или разрушенном цехе идея обретает воплощение и становится предметом гордости огромной страны;
  • о том, как фанатичное упорство пробивает глухие стены;
  • о том, как реализуется извечное человеческое стремление к созиданию и творчеству;
  • о том, как соревнуются лидеры отраслей, вырывая друг у друга тысячные доли секунды — как в гонках «Формулы-1»…

Пятнадцать лет мы наблюдаем за тем, как развивается российский бизнес, как меняются его потребности в корпоративном кино.

Конец 1990-х — фильмы о том, как новые владельцы поднимают покосившиеся заводы, снимают социальную напряженность, спонсируют детский спорт, устанавливают сверхсовременные технологические линии, попутно баллотируясь в депутаты, губернаторы и мэры.

Начало «нулевых» — эра «продуктового кино», поскольку в стране появляется масса новых товаров, произведенных на новых линиях.

Весь 2005-й проходит под лозунгом «Больше мотивационных фильмов для персонала!»: наконец-то приходит понимание, что ценности создают люди — те самые, которые произвели воспетые ранее новые линии и работают на них.

В 2007-м на свет появляется новый жанр: «эмоциональная презентация для западных инвесторов».

Сегодня мы снимаем фильмы о том, что кризис — это опасность и возможность, что руководство заранее предвидело трудные времена, поэтому реструктурировало бизнес, о том, что за упадком обязательно последует рост и новые перспективы… И о том, что некоторые отрасли даже в кризис показывают достойные результаты — потому что их руководители мечтают о высоком, не участвуют в спекуляциях и строят бизнес надолго!

Потребность бизнеса в корпоративном кино на сегодняшний день огромна! Пример из практики: наша продакшн-студия, не имеющая ни собственного отдела продаж, ни контрактов с рекламными агентствами, в этом году выпускает один фильм в неделю — ровно в полтора раза больше чем в прошлом, предкризисном.

На фоне «чернухи» и «информпродуктов из ящика» (я имею в виду телевидение), хорошее кино о компании становится ценностью — и оно ценится! Потому что работающих людей — у меня, вас, миллионов менеджеров, водителей, бухгалтеров, операторов автоматических линий розлива, банкиров, упаковщиц, директоров и сталеваров есть потребность в осознании своей значимости, поиске смысла своего пребывания в этой компании.

Герои наших лент в каждом кадре говорят зрителям то, что те хотят о себе услышать: «Я занят хорошим, важным и нужным делом. Мелкие неурядицы и проблемы — ничто в сравнении с тем, что я делаю в красивом современном цеху или в офисе, у самых высокоточных приборов, на сверкающей «Газели» с логотипом моей компании, за сверхмощным компьютером, у новейшего станка, в нашей корпоративной униформе вместе с моими коллегами — командой лучших мастеров!»

Воображение современного человека — это воображение, сформированное кино. Корпоративное кино помогает вознести «обычных» сотрудников компании до высот профессионализма, качества, эффективности, личностного развития, наполнить смыслом ежедневную рутину, поставить дерзкие цели и расширить горизонты будущего. Оно показывает людям, таскающим камни, какой прекрасный храм они строят.

Статья предоставлена нашему порталу
редакцией журнала «Менеджер по персоналу»

Джерело: HR-Лига Автор: Мамлин Борис
Переглядів: 20281 Версія для друку
 
 
Дивіться також:
«Быть лидером — это не пустой звук, а конкретная ролевая модель, проявляющаяся в поведении»
Обзор моделей корпоративных культур. Где находится компания и что измерять?
Как эмоции сотрудников влияют на корпоративную культуру и доходы
Какие сотрудники нужны компании с вашей корпоративной культурой
…И снова о корпоративах
Новогодний праздник: главное — искренность
Корпоративный спектакль «Безналичная любовь»
Готовимся к празднику
Готовим хорошее корпоративное мероприятие
Организация мероприятий при ограниченном бюджете
Тип организационной культуры и HR
Етикет привітання
Мы себе устроим праздник…
Корпоративный КВН: пособие для начинающих
Диагностика организационной культуры
Особенности формирования корпоративной культуры крупного промышленного предприятия
Методика поэтапного создания корпоративного издания. Часть 4
Методика поэтапного создания корпоративного издания. Часть 3
Методика поэтапного создания корпоративного издания. Часть 2
Методика поэтапного создания корпоративного издания. Часть 1
Как из коллектива сформировать команду
Секреты организации корпоративного праздника
Сильная корпоративная культура — высокие экономические результаты. Часть 2
Сильная корпоративная культура — высокие экономические результаты. Часть 1
Корпоративная культура: мода или реальность делового мира?
Корпоративная культура «двойных стандартов»
Корпоративная культура и внутренний PR
Как составить корпоративный кодекс
Подарковедение, или Как дарить оригинальные подарки, невзирая на обстоятельства
Искусство дарить
Подарки, предписанные бизнес-этикетом

Реклама
Проекти для професіоналів
Оголошення
Шановні відвідувачі!
З усіх питань щодо роботи порталу звертайтесь до 
адміністратора
2024 © МЕДІА-ПРО
2024 © HR Liga

Copyright © 2005–2024 HR Liga
Використання матеріалів із журналів Групи компаній «МЕДІА-ПРО» лише за погодженням з редакцією (адміністрацією) порталу.
Редакція (адміністрація) залишає за собою право не розділяти думку авторів матеріалів, що розміщуються.
Редакція (адміністрація) порталу не несе відповідальності за збитки, які можуть бути завдані внаслідок використання, невикористання або неналежного використання інформації, що міститься на порталі.
Відповідальність за достовірність інформації та інших відомостей несуть автори публікацій.
З усіх питань пишіть на admin@hrliga.com