Мошенничество — это преступление: хищение чужого имущества или приобретение прав на него путем обмана или злоупотребления доверием. Зачастую мошенник оказывается опытным манипулятором, с которым потенциальным жертвам якобы «проще вести дело». А если это работник компании — как «поймать его за руку»?
В основе мошеннических действий персонала лежит несовершенство отдельных законов и нормативно-правовых документов, сложность и многоступенчатость финансово-экономических связей, некомпетентность и юридическая неосведомленность, беспечность и чрезмерная доверчивость руководителей, бесконтрольность сотрудников.
Мошенничество в компании может быть внутренним и внешним. Внутреннее мошенничество представляет собой обман, незаконное завладение собственностью или нарушение законодательства, в котором участвует хотя бы один сотрудник организации. Внешнее мошенничество совершается при содействии «третьих лиц», что предполагает влияние на сотрудников извне, со стороны «деловых партнеров». Таким образом, защиту от мошенников СБ осуществляет по двум направлениям:
-
Предотвращение мошенничества внутри компании — выявление лиц, склонных к мошенничеству; устранение факторов, провоцирующих совершение противозаконных действий; организация работы таким образом, чтобы любые нарушения были «на виду».
-
Предупреждение мошеннических акций деловых партнеров — информационно-аналитическая работа с внешними субъектами, корпоративная разведка, проверка компаний-партнеров и их представителей, анализ предлагаемых вариантов бизнес-отношений.
Раскрытие мошеннического замысла осложняется тем, что противозаконные операции практически ничем не отличаются от обычных сделок. К тому же мошенники обладают специфическими личностными качествами, благодаря которым они с легкостью завоевывают доверие. Оправдывая свои поступки и уговаривая потенциального партнера принять участие в предстоящей афере, преступники, как правило, используют следующие аргументы:
-
чрезвычайная прибыльность;
-
быстрое преодоление временных финансовых трудностей в бизнесе;
-
причастность высокопоставленных чиновников, гарантирующих скорейшее и «безопасное» решение вопроса;
-
предоставление доступа к конфиденциальной информации и возможность манипулировать ею;
-
сокрытие информации о финансовом состоянии компании-контрагента при больших объемах сделки;
-
нестандартное решение («схема») сложной экономической проблемы.
«Великие комбинаторы» наших дней имеют много общих черт с небезызвестным героем «Двенадцати стульев» и «Золотого теленка». Мошенники отличаются:
-
стремлением к быстрому обогащению без особых усилий;
-
внешней привлекательностью — респектабельностью или наигранной открытостью, вызывающими симпатию и доверие;
-
«комбинаторским» интеллектом, позволяющим придумывать «схемы» противоправных действий, влиять на людей, прогнозировать их поведение и побуждать к соответствующим мошенническому замыслу действиям;
-
чувством превосходства, уверенностью в успехе.
Жертвами мошенников в большинстве случаев становятся сотрудники, отличающиеся:
-
внушаемостью, податливостью, уступчивостью, чрезмерной доверчивостью;
-
некомпетентностью в тех сферах деятельности компании, которые интересуют мошенников;
-
неспособностью самостоятельно принимать решения, зависимостью от мнения других людей и внешних обстоятельств.
Пожалуй, нет такой сферы человеческой деятельности, в которой бы не проявили свою изобретательность «белые воротнички» преступного мира. Предугадать, как будут развиваться события при осуществлении мошеннического замысла, практически невозможно. Однако при всем разнообразии «сценариев» можно выявить алгоритм действий, по которому проводится любая мошенническая операция:
-
поиск информации о деятельности компании;
-
разработка плана мошенничества («схемы»);
-
поиск сообщников и жертв, вовлечение их в аферу;
-
совершение противозаконных действий.
По количеству мошеннических операций лидируют менеджеры среднего звена и служащие, но наиболее ощутимый ущерб компании наносят преступные действия менеджеров высшего звена. Пользуясь своими возможностями и положением, они организовывают группы из «доверенных» людей, которые совершают преступные действия. Высокопоставленные менеджеры, инициирующие мошеннические операции, подписывают финансовые и товарораспорядительные документы, а в случае разоблачения — снижают меру ответственности участвующих лиц, используя свое служебное положение. Влияя на формирование социальной политики компании (особенно со значительной долей государственной собственности), такие боссы-мошенники разрабатывают соответствующие документы (например, коллективный договор), предусматривающие всякого рода «лазейки» для махинаций: возможности незаконного получения жилья; беспроцентных кредитов; злоупотреблений в сфере страховой медицины и т. п.
Например, в компании R один из руководителей структурного подразделения, оформив развод с женой, в течение года получил от фирмы трехкомнатную квартиру в центре Киева. Его коллега взял 400 тыс. грн. беспроцентного кредита на личные цели и через некоторое время погасил его за счет организации, оформив эту сумму как премию за свою работу.
Менеджеры страховых компаний неоправданно завышают стоимость лечения и получают за это так называемые откаты, вынуждая «пострадавшую» компанию делать большие взносы на социальное страхование, оплачивать различные услуги и дорогостоящие лекарства, без которых можно обойтись.
Наиболее распространенные виды мошенничества:
-
злоупотребление служебными полномочиями;
-
сговор с внешними агентами;
-
оказание влияния со стороны внешних агентов или высокопоставленных должностных лиц компании и вовлечение ими в преступную «схему» сотрудника, который не может оценить масштаб преступления (так называемое использование «втемную»);
-
мошенничество, основывающееся на несовершенстве законодательства. |
Основная форма внутреннего мошенничества — незаконное присвоение денег: нарушения при расчетах с различными организациями, получение большего процента («навара») с продажи неучтенных товаров, незаконное списание, неконтролируемое изъятие товаров и т. д.
К мошенническим действиям можно отнести и коррупцию, когда должностное лицо — руководитель или служащий — вступает в сговор с посторонними и за определенную плату совершает преступные действия. Известно несколько основных видов внутренней коррупции: взяточничество, незаконные денежные вознаграждения, «откаты» при расчетах, преднамеренное завышение цен и пр.
Рассмотрим характерный пример. По итогам тендера компания заключила с крупным предприятием договор на поставку антикоррозионного материала для изоляции труб (существует несколько его модификаций, отличающихся по качеству и цене). Через некоторое время СБ компании обратила внимание на то, что в бухгалтерском отчете значатся две разные модификации материала по одной цене. В ходе проведения контрольно-ревизионным управлением аудита установлено: весь поступивший материал оприходован на складе, прошел проверку в лаборатории, где была подтверждена его разнородность, — и отправлен в работу. Как выяснилось, поставщик, продававший материал низшего качества (но по цене высококачественного), стал «победителем» тендера благодаря протекции начальника одного из главных структурных подразделений, который находился в давних дружеских отношениях с директором фирмы-поставщика. Предоставить факты, доказывающие мошенничество, оказалось невозможно, однако начальник подразделения признал, что «произошла ошибка», и был вынужден возместить потери.
Воровство со стороны менеджеров среднего звена и исполнителей также наносит компании ущерб, пусть и меньшего масштаба. По исследованиям психологов, около 10% людей не пойдут на противоправные поступки ни при каких обстоятельствах, еще 10% — склонны совершать их систематически, а 80% — не откажутся от мошеннических действий при условии явной безнаказанности.
Руководитель должен четко понимать, что работник идет на воровство при совпадении двух факторов: возможность бесконтрольного доступа к материальным ценностям и острая неудовлетворенность своим уровнем доходов. Желание «вынести» может возникнуть не только у сотрудника, который ведет образ жизни с тратами «не по карману», но и при явном несовершенстве учетной системы. Вот пример: оператор по приему металлолома N. при оформлении документов обманывал поставщиков, постоянно меняя условия приемки. Об этом стало известно СБ компании. В процессе расследования было установлено, что N., получая скромную зарплату за свой труд, неоднократно высказывал руководству просьбу повысить сумму оклада, но всякий раз получал отказ. Тогда этот сотрудник решился на мошенничество: зная слабые места технологической и учетной системы компании, N. через своего знакомого (частного предпринимателя) периодически реализовывал своему же предприятию накопленный на складе неучтенный металл. СБ провела контрольную сдачу металлолома. Факты подтвердились, и по решению администрации приемщик был уволен. Заметим, что ущерб, нанесенный компании мошенническими действиями этого сотрудника на протяжении длительного времени, на порядок больше той суммы, которую он просил прибавить к его зарплате.
Обеспечение кадровой безопасности состоит в том, чтобы, с одной стороны, контролировать работу персонала, с другой, — создавать условия, при которых человек не сможет или не захочет украсть. Здесь одинаково важны и психологический климат в коллективе, и четкость системы контроля (особенно за процессом заключения договоров, работой с контрагентами, проведением закупок и т. п.). При этом важная составляющая, способствующая кадровой безопасности, — соблюдение этики деловых отношений. Ответственность сотрудников за свои действия должна быть отражена в таких документах:
Во внутренних нормативных документах компании, утвержденных приказом (положениях, инструкциях), СБ наделяется правом контроля ведения переговоров, общения по служебному телефону, пользования интернетом, электронной почтой и пр.
Думаю, не нужно говорить о том, что порядочность руководителей — наиболее действенный пример для подчиненных. Если же нарушение норм этики — ежедневная практика топ-менеджера, нет никакой гарантии, что рядовые сотрудники будут вести себя безукоризненно честно. Так, в компании К руководители, используя свое служебное положение, постоянно выезжали за рубеж якобы для участия в научно-практических конференциях (на самом деле — для отдыха на престижных курортах), оформляли себе премии за «интенсивность труда» и т. п. Как результат, у некоторых сотрудников сложилось мнение-самооправдание: «Если другим можно, то почему мне нельзя?» Это толкало их на совершение и мелких, и серьезных правонарушений.
Рекомендуем сотрудникам СБ периодически проводить информационные встречи с работниками компании, во время которых на конкретных позитивных и негативных примерах давать оценку повседневного отношения сотрудников к собственности компании; распространять материалы аналитических исследований; приводить примеры лояльного отношения работников к интересам компании.
Деликатный момент: поощрение информирования руководства о недостатках в компании. Сотрудники, сообщающие о недостатках, могут поощряться администрацией. Ответ на вопрос, использовать такую информацию анонимно или открыто, зависит от корпоративной культуры компании.
Одна из самых эффективных мер предупреждения мошенничества и «несунства» на рабочем месте — активная политика внутрикорпоративного контроля. Все сотрудники должны знать, что работа каждого может быть проверена в любой момент.
Надо признать, что ни одна компания не застрахована от мошенничества, однако риск злоупотреблений можно и нужно свести к минимуму. Любое преступление проще предотвратить, чем бороться с его последствиями.
По мнению американского исследователя Лоуэлла Рейна (Lowell G. Rein), чтобы оценить корпоративную культуру своей компании, руководителю следует задать себе следующие вопросы:
-
Является ли нормой в нашей компании, чтобы сотрудники сообщали руководству о своих ошибках? Об ошибках коллег?
-
Допустимо ли, чтобы в компании нарушались стандарты безопасности «в виде исключения» — для руководителей, близких и друзей сотрудников?
-
Согласен ли я, что регистрация расходов для отчетности не всегда требует точности; иногда можно ограничиться приблизительными цифрами?
-
Часто ли подчиненные скрывают негативную информацию?
-
Принято ли в нашей компании заниматься личными делами в рабочее время?
-
Позволяется ли сотрудникам вести личные телефонные переговоры по служебной линии связи?
-
Согласен ли я с утверждением «цель оправдывает средства»?
-
Признаю ли я, что временами инструкции больше мешают рабочему процессу, чем направляют его?
-
Приемлемо ли время от времени использовать оргтехнику компании для личных целей?
-
Считается ли у нас кражей «вынос» мелких канцелярских предметов (карандаши, бумага, дискеты, стикеры и т. п.)?
Эти вопросы можно использовать для разработки тестов, с помощью которых можно узнать, как сотрудники относятся к обеспечению безопасности и предотвращению хищений, соблюдению корпоративных (да и общехристианских) норм? Разумеется, такой опрос должен быть анонимным. Очень важно выяснить систему ценностей подчиненных: никакая практика тотального контроля не поможет предотвратить мошенничество и хищения, если большинство сотрудников не живут в соответствии с моральной установкой «не укради». |
Статья предоставлена нашему порталу
редакцией журнала «Менеджер по персоналу»