Экономист Дарья Бондарь планирует и покупает подарки заранее. Новогодний сувенир для подруги, к примеру, она заготовила еще в сентябре. Но главная статья подарочных расходов — трое племянников, которые ждут игрушечных лошадей, домов для кукол и других детских радостей под елку.
«У меня почти все готово, — довольна она проделанной работой. — Две полные коллекции игрушечных пони, вилла для них, игрушки-коты и набор Lego». Одна из племянниц Дарьи живет в Германии, где праздники начинаются с середины декабря — с 24 на 25 отмечается Рождество.
В этом году презенты для племянников обошлись Дарье в полторы тысячи гривен. «Приятно удивили объявленные заранее скидки. Но и они не спасают — дом для пони прямо на кассе решили переоценить, что стоило мне лишних 70 гривен. Такого хамства я не ожидала — сначала цены повышают, а потом якобы делают скидку», — вспоминает Дарья.
То ли еще будет
В компании Deloitte, которая в октябре провела исследование потребительских настроений накануне новогодних праздников, отмечают: нереализованный потенциал украинских кошельков налицо. Украинцы тратили бы еще больше, но пока не могут. «Многие отметили, что когда кризис закончится, они будут праздновать Новый год с большим размахом», — говорит менеджер компании Александр Черинько. Однако уже сейчас расходы на подарки увеличились, правда, из-за инфляции: многие подарки — импортного происхождения, потому их гривневая стоимость возросла. «Но даже с учетом инфляции расходы на праздник в этом году все равно больше, чем год назад. Люди стремятся, несмотря ни на что, хорошо провести время. Многие из опрошенных отметили, что планируют отпраздновать с размахом, чтобы на время забыть о кризисе», — добавляет г-н Черинько.
Тем не менее, по сравнению со странами Западной Европы, украинские расходы весьма скромны. Чехи в этом году собираются потратить на подарки в среднем 525 евро, жители Испании — 725, жители Люксембурга — 1150, а вот украинцы — чуть больше 200.
Деньги под елку
Почти половина украинцев, согласно недавнему опросу, предпочитают получить в подарок деньги. А вот расставаться с деньгами они не спешат — на это готовы лишь 28% респондентов. «Так или иначе, деньги в качестве подарка — это дань непростым временам и показатель того, то украинцы стали более взвешенно подходить к выбору подарков», — комментирует г-н Черинько.
Еще один тренд сезона — составление скрупулезного бюджета праздника. Тщательно планировать траты будут более 60% сограждан. Любопытно, что в этом деле мы перегнали даже европейцев.
О практичности украинцев говорить рано, считает Дарья Бондарь. Она не раз отмечала Рождество с близкими в Германии. «У немцев принята семейная жеребьевка — перед праздниками все члены семьи вытягивают из коробки бумажки с именами тех, кому должны дарить подарок. В итоге сокращаются расходы и экономится время — ты даришь подарок только тому, кто тебе достался в этой лотерее. Вот это практичность», — улыбается Даша.
В Европе, к примеру, одним из самых популярных подарков являются книги, в отличие от Украины, где они лишь на четвертом месте. А вот подарочные сертификаты у нас прижились. Фотоархивы — деревянные коробки для фотографий и сертификаты на любую сумму в этом году очень модны. Универсальные подарки, впрочем, тоже пользуются спросом: рамки, ключницы, шкатулки, магические шары-предсказатели и обязательно эротические сувениры.
Новый год в октябре
Запасаться подарками к Новому году за несколько месяцев до праздника украинцев учит рынок. Еще лет десять, и вспоминать о грядущих торжествах мы будем с лета, а покупать подарки и наряжать елки осенью — рекламисты взяли на заметку востребованный в Европе маркетинговый ход и стали загодя объявлять рекламные акции, новогодние скидки и даже украшать витрины.
К общемировым тенденциям украинские компании приблизились благодаря экономическим неурядицам, ведь прежде магазины хорошо зарабатывали и в течение декабря. «Теперь всем приходится стимулировать продажи. Сезон выкачки денег во всей стране переносится на ноябрь, — констатирует Нина Рохманюк, директор по стратегическому планированию Бюро маркетинговых технологий. — Обидно то, что компании лишним месяцем пользуются неумело, слишком слабо затягивают покупателей в магазины, акции неяркие. Зато люди привыкнут делать покупки загодя. А такой прогнозируемый покупатель всегда выгоден для хорошего продавца».
Хлам не в моде
Президент Украинской PR-лиги Андрей Ротовский — ярый противник формальных корпоративных подарков. Единственное, что он хранит в офисе, — мешочек с солью. «И метафора есть — соль жизни, и сам мешочек веселый, — признается Андрей. — Недавно мы совещались с партнерами — собралось человек семь. Я спросил: какой деловой подарок запомнился вам за последние годы? Только одна девушка припомнила что-то, остальные молчали».
Тонны ненужных безделушек ежегодно заполняют офисы страны, мода на корпоративные подарки не меняется годами, другое дело мода на трату денег. Спасибо кризису — бесполезные сувениры сотрудникам исчезают из расходных статей крупных компаний, уступая место недорогим и полезным вещам. Многие и вовсе отказываются от корпоративных подарков — согласно исследованию компании Deloitte, в єтом году еще около 20% опрошенных передумали дарить подарки коллегам.
Нина Рохманюк утверждает, что «дарить ненужное — у нас в крови». А поскольку культуры возврата подарков, как за границей, в Украине нет, корпоративные сувениры складируются в ящиках офисных столов. «Мы всегда подходим к таким подаркам с фантазией. В этом году, к примеру, самые близкие наши партнеры получат к Новому году набор для творчества. Картинки — машины, дома, деньги, лист бумаги, ножницы, клей. Каждый может сделать свою аппликацию — образ будущего. Остальным мы подготовили аналогичный подарок, но в электронном виде».
Круговорот подарков в природе
Киевлянка Марина Королева недавно уволилась из крупнейшего банка Украины. В ее обязанности входил подбор новогодних подарков клиентам, партнерам, топ-менеджерам. Об этом опыте сегодня она вспоминает с улыбкой. «Никогда не понимала, сколько человеку нужно фанерных сундуков с коньяком, глобусов, шкатулок для украшений. Все это я покупала», — говорит Марина. В ее распоряжении была таблица покупок прошлых лет, с которой требовалось сверить подарки, чтобы не повториться, выделенная сумма и список людей, поделенных на категории. В предновогодний поход по магазинам она брала и маленький фотоаппарат — все товары по-шпионски снимала, чтобы затем согласовать с начальством. «На одних сотрудников банк выделял 5, на других 500 долларов. Все выбиралось в сувенирной лавке — кому канцелярия, кому красивые, но ненужные корабли, мини-бары в виде самолета или пушки. Ценным партнерам дарились серебряные ложечки для черной икры или дорогие турки для кофе».
К Новому году очереди клиентов в банке сменялись очередями доставщиков подарков. Коллеги шутили, что у топ-менеджмента есть специальная комната для складирования праздничного хлама. «Оказалось, в итоге половина отдается секретарю, а часть загружается в багажник автомобиля шефа и развозится по соседям и дальним родственникам», — рассказывает Марина. Случались у девушки и казусы — например, когда выяснялось, что банк три года подряд дарит изысканный шоколад женщине, сидящей на диете. А однажды в офис пришел тот самый подарок, который год назад именно менеджеры выбирали для партнера. «Поэтому шильдики с логотипом — не только напоминание о компании, но и сигнал: это не передаривать».
Евгения Даниленко
По материалам «Фокус»