ВСУ Украины в постановлении от 25.06.2014 г. № 6-66цс14 высказал правовую позицию по делу о возмещении морального вреда вследствие смерти родственника на производстве. Несчастный случай произошел из-за нарушения должностными лицами требований по безопасности.
ВСУ согласился с выводом суда кассационной инстанции, что моральный вред, причиненный истице смертью сына, должен быть возмещен работодателем на основании статей 1167, 1168 Гражданского кодекса, поскольку Законом «Об общеобязательном государственном страховании от несчастного случая на производстве и профессионального заболевания, повлекших утрату трудоспособности» не предусмотрено возмещение морального вреда членам семьи работника, причиненного его гибелью в результате несчастного случая на производстве.
Разъяснено, что часть 1 ст. 1167 ГК устанавливает общее правило, согласно которому ответственность за причинение морального вреда наступает при наличии общего основания — наличия морального (неимущественного) вреда, а также при наличии всех основных условий ответственности, а именно: неправомерного поведения, причинной связи и вины причинителя. Моральный вред, причиненный смертью физического лица, возмещается его мужу (жене), родителям (усыновителям), детям (усыновленным), а также лицам, которые проживали с ним одной семьей (часть 2 ст. 1168 ГК).
Действие Закона распространяется на лиц, работающих на условиях трудового договора (контракта) на предприятиях, в учреждениях, организациях независимо от их форм собственности и хозяйствования, у физлиц, лиц, обеспечивающих себя работой самостоятельно, и граждан — субъектов предпринимательской деятельности. Выплата Фондом социального страхования от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний денежных сумм в возмещение морального вреда, причиненного смертью застрахованного лица вследствие несчастного случая на производстве, членам его семьи Законом не предусмотрена. Такие отношения регулируются ст. 1167, частью 2 ст. 1168 ГК, поскольку моральный вред матери погибшего причинен при условии, что в трудовых отношениях с ответчиком находился ее сын, а для нее такое причинение является внедоговорным правоотношением.
Таким образом, ВССУ по пересматриваемому делу, оставляя без изменений решение суда первой инстанции о возмещении морального вреда матери погибшего на производстве, обоснованно исходил из того, что моральный вред, причиненный истице смертью ее сына, подлежит возмещению работодателем на основании ст.ст. 1167, 1168 ГК.