1 февраля, открылась восьмая сессия Верховной Рады VI созыва. Согласно календарному плану, она продлится 11 недель — до 15 июля. Среди самых ожидаемых событий можно назвать принятие или провал Трудового кодекса.
Еще в начале года вице-премьер-министр — министр социальной политики Сергей Тигипко выразил мнение, что новый Трудовой кодекс необходим Украине, поскольку прежнее законодательство существует еще с советских времен и, как не защищает наемных работников, так и не удовлетворяет интересы инвесторов. Напомним, больше всего дискуссий вызвала статья об увеличении рабочего времени с нынешних 40 часов в неделю до 48. Кроме того, еще в прошлом году оппозиция, предприниматели и профсоюзы выступили против существующей редакции документа и заявили о готовности выйти с акцией протеста против его принятия.
По мнению партнера юридической фирмы ILF Сергея Сильченко, действующий Кодекс законов о труде 1971 года, невзирая на многочисленные изменения, внесенные в него после 1990 года, все меньше отвечает реальной социально-экономической ситуации в Украине. Он был рассчитан на регулирование трудовых отношений на крупных промышленных предприятиях в условиях административно-командной системы управления. Кроме того, учитывая политическую составляющую государственного режима в то время, КЗоТ предусматривает большое количество экономически неоправданных социальных льгот. Это стало причиной развития теневого рынка труда, когда работодатель не заинтересован в приеме на работу т. н. «льготного контингента» (женщины, молодежь, инвалиды), а также стремиться вывести в тень трудовые отношения.
«Поэтому принятие Трудового кодекса является очень важным, поскольку ни налоговая реформа, ни какие-либо экономические шаги власти не дадут эффекта при отсутствии адекватного правового регулирования трудовых отношений», — уверен господин Сильченко.
В свою очередь, старший юрист, исполнительный директор адвокатского объединения «Правовая группа «Доминион» Виктория Голуб считает: «Действующий Кодекс законов о труде, хоть и претерпел изменения, но все равно не соответствует современным требованиям. Хотя, справедливости ради, надо отметить, что чисто «по-советски» он на стороне работников, чем последние выгодно пользуются в несоветском обществе».
Новый Трудовой Кодекс включает в себя и позитивные стороны управления отношениями работник-работодатель. Прежде всего, речь идет о процедуре приема на работу, перевода, увольнения, привлечения к дисциплинарной и материальной ответственности и т. д.
Как уточняет Виктория Голуб, Трудовой договор можно будет заключить заблаговременно, в том числе и до увольнения с предыдущего места работы (ст. 39 Проекта ТКУ). Письменная форма трудового договора станет не исключением, а нормой, в которой будут детально регламентированы трудровые отношения между работодателем и работником: место работы, начало работы, функции, которые надлежит выполнять работнику, оплата труда, режим работы и т. д. (ст.ст. 39–41 Проекта ТКУ). Также установлена обязанность работодателя, по требованию работника, выдать ему рекомендательную характеристику (ст 125 Проекта ТКУ) и право работника предъявить ее работодателю при приеме на работу. При этом сбор информации о работнике при приеме разрешается исключительно с его письменного согласия, при чем отсутствие такого согласия не может быть основанием для отказа в приеме на работу (ст. 58 Проекта ТКУ). Кроме того, на работодателя возлагается святая обязанность обучить работника новой профессии (ст. 105 проекта ТКУ). А профсоюзу предоставляется право на обращение в суд в случае увольнения работника вразрез его позиции по такому вопросу (ст. 122 проекта ТКУ).
«Следует отдельно остановиться на вопросе прав профсоюзов, поскольку только они на сегодня являются единственной силой, способной защищать интересы работников. Однако введение критерия репрезентативности бьет по новым и малочисленным профсоюзам, которым нужно время для становления. Фактически проект ТК обеспечивает профсоюзную монополию Федерации профсоюзов Украины и ряда крупных всеукраинских организаций, многие из которых дискредитировали себя в глазах работников. Неудивительно, что многие его положения является предметом критики независимых профсоюзов», — утверждает Сергей Сильченко.
Адвокат, партнер юридической фирмы «Гвоздий и Оберкович» Сергей Оберкович полагает: «Неоднозначной новацией проекта Трудового кодекса является закрепленное в 28 статье, право работодателя контролировать исполнение работником своих трудовых обязанностей с использованием технических средств, если это обусловлено особенностями производства, с обязательным уведомлением работника об их использовании. Данная норма четко не определяет при каких именно «особенностях производства» работодатель имеет право применять такие средства, и поэтому законодатель допускает применение неоднозначной трактовки этой нормы со стороны работодателя в свою пользу».
Многие эксперты утверждают: худшее, что есть в проекте Трудового кодекса — это двусмысленность. А принятие нового Проекта в сегодняшней кризисной ситуации в стране приведет к той же реакции, что и принятие Налогового Кодекса.
Сергея Сильченко настаивает на том, что в Проекте недостаточно четко определена процедура нормотворчества работодателя в сфере использования труда. С одной стороны сохранена определенная иерархия нормативных актов, при которой работодатель не имеет право принимать внутренние нормативные акты, противоречащие законам, соглашениям социального партнерства и коллективному договору. Но, с другой стороны, существенное ограничение прав профсоюзов, предусмотренное в проекте ТК, создает возможности для злоупотреблений работодателями в части установления жестких правил для работников, ограничения их прав.
«Проект предусматривает возможность по соглашению с работником устанавливать отпуск без сохранения заработной платы на срок прекращения работ, что фактически легализует латентную безработицу», — утверждает господин Сильченко — «Проектом предусмотрен неэффективный способ разрешения трудовых споров в комиссиях по трудовым спорам. Предусматривается, что решение должно приниматься консенсусом, что на практике нереально. Сейчас КЗоТ предусматривает принятие решения большинством голосов».
Касательно волнующего всех вопроса о продолжительности рабочих часов, Сергей Оберкович уточнил, что, согласно ст. 143 Трудового кодекса, максимальная продолжительность за просуммированным учетом рабочего времени не должна превышать 12 часов. При наличии письменного согласия работника, допускается установление большей длительности ежедневной работы. Кроме этого, в соответствии с частью четвертой ст. 143 максимальная продолжительность работы по просуммированному учету рабочего времени на протяжении недели не должна превышать 48 часов. Большая длительность работы в течении недели может быть установлена коллективным договором, или, в случае его отсутствия, нормативным актом работодателя, согласованным с профсоюзным представителем.
«Принимая во внимание приведенные нормы проекта Трудового кодекса, можно сделать вывод, что законодатель в одной статье ограничивает продолжительность рабочей недели, а в другой, которая касается специального режима рабочего времени, продолжает его до неограниченности. Такие нормы трудового кодекса не затронут большинство работников, но коснутся наиболее социально незащищенных участников рынка труда», — добавил он.
Кроме того, Виктория Голуб заметила, что Статьей 13 проекта ТКУ предусмотрено такое понятие, как нормативные акты работодателя, которые принимаются им самостоятельно (ч. 2 ст. 13). Таким образом, если коллективный договор не заключен, вопросы, которые не урегулированы им, будут регулироваться нормативными актами работодателя (ч. 3 ст. 13). При ТКУ работодателям будет выгоднее принимать нормативные акты, нежели заключать договор, потому что их можно принять в одностороннем порядке и, в случае их нарушения, ответственность за это не предусмотрена.
«И вообще, ответственность работодателя скромно предусмотрена лишь в 4-х статьях, зато на ответственность работника не поскупились. При этом работодателю предоставлено право самостоятельно определять размер ущерба, нанесенного работником», — выражает свое мнение госпожа Голуб. — «Нечетко выписан механизм трудовых споров. Так, с одной стороны, решение комиссии по трудовым спорам является обязательным (ст. 438 проекта ТКУ), а с другой стороны — подлежит добровольному выполнению работодателем. Кроме этого, решение считается принятым только в том случае, когда за него проголосовали все присутствующие. Это при том, что половина комиссии — представители работодателя!»
Также, Виктория Голуб прокомментировала, что, с одной стороны, проект ТК Украины не безупречен и некоторые нормы могут быть признаны неконституционными, с другой же стороны, в проекте ТКУ системно собраны нормы трудового права, которые на сегодня размещены в разных нормативно-правовых актах, и это позволит облегчить процедуру его применения. Но однозначно можно говорить о том, что в таком виде он существовать не будет, потому что работодатель и работник — это звенья одной цепи, и сужение прав трудящихся породит соответствующую реакцию.
По материалам «Деньги.ua»