Разговоры о том, что Украине нужна страховая медицина, ведутся уже полтора десятилетия. Но еще никогда эта идея не была так близка к воплощению. Законопроект № 4744 «О финансировании здравоохранения и обязательном социальном медицинском страховании» внесен на рассмотрение ВР 30 июня, и его авторы уверены, что уже в сентябре его одобрит парламент. А это значит, что с 1 января 2010 года здоровье украинцев начнут страховать в обязательном порядке.
Кто и сколько заплатит за медицинские услуги
Приобщиться к страховой медицине смогут не все и не сразу. Внедрение проекта рассчитано на пять лет и разбито на четыре этапа. На первом предполагается застраховать 16 млн. человек — 2 млн. пенсионеров и 14 млн. работающих граждан. Платить будет работодатель из ежемесячного фонда заработной платы. «С учетом той финансовой ситуации, которая есть в стране и в мире, эти начисления будут составлять всего полтора процента», — рассказала глава парламентского Комитета по вопросам здравоохранения Татьяна Бахтеева, один из авторов законопроекта. Для средней украинской зарплаты в 1650 грн. это составит примерно 30–35 грн. в месяц. Постепенно платежи будут увеличиваться — до 3,5%. На последнем этапе работники и работодатели будут платить в фонд поровну — по 3,5%, а дети, пенсионеры, солдаты-срочники и безработные будут страховаться за счет государства.
Что касается частных предпринимателей, то они заплатят сами за себя. Таким образом, единый налог вырастет с 200 до 235 грн. А уже на втором этапе внедрения страховой медицины частники заплатят в два раза больше, чем наемные работники — 60–70 грн. в месяц.
При этом предлагается снизить налог на доходы с 15% до 13%. Это неравенство прав между наемными работниками и предпринимателями вызвало недоумение у правозащитников. «Мне эта логика не совсем понятна. Если исходить из равенства прав пациентов, норму нужно пересмотреть. Всем страхователям должны предложить равные условия», — заявила руководитель юридического департамента Всеукраинской благотворительной организации «Совет защиты прав и безопасности пациентов» Ольга Скорина.
Но законодатели нашли оправдание для повышенной стоимости страховки для предпринимателей: «Структура единого налога на частных предпринимателей не учитывает медицинскую составляющую. 20–25% трудоспособного населения Украины, во-первых, не выплачивают деньги в систему здравоохранения, во-вторых, получают медицинскую помощь за счет других плательщиков». Принцип страховой медицины заставит богатых заплатить за бедных, считают они.
Фонд отсрочит выплаты
Представители страхового бизнеса восприняли законопроект без восторга. И это понятно — частные страховщики лишатся части своего дохода. Медицинское страхование в Украине только начинает набирать обороты и не очень популярно у населения. По данным Лиги страховых организаций Украины, в 2008 году помощь по программе добровольного медицинского страхования получили 1 млн. 100 тыс. человек. «Это убыточный вид деятельности для страховых организаций. Они сейчас больше работают на перспективу», — заявил заместитель гендиректора Лиги страховых организаций Украины Александр Залетов.
По его словам, в прошлом году убыточность страховщиков составила 93%. И в таких условиях конкуренция с государством не очень желательна. Кроме того, представители страховых организаций опасаются, что государственный фонд медицинского страхования создаст монополию на рынке.
Еще до того, как законопроект был внесен в Раду на рассмотрение, Украинская федерация страхования распространила заявление о недопустимости монополизации. Если будет принят закон Украины о финансировании системы охраны здоровья и обязательном медицинском страховании, то парламент, правительство и органы местного самоуправления будут фактически отстранены от финансирования медицинских учреждений. Вместо них финансировать поликлиники и больницы будет узкий круг лиц — руководство новообразованного фонда. Страховщики опасаются, что это будет монопольное образование, в зависимость от которого будет поставлена не только система здравоохранения, но и все граждане Украины.
Однако создатели законопроекта утверждают, что монополизация, а, тем более, коррупция, совершенно исключены. «Государственный страховой фонд будет контролироваться Кабинетом министров и Верховной Радой. Парламент ежегодно будет принимать бюджет страхового фонда, принимать его отчеты», — говорит Бахтеева. И уточняет: фонд обойдется гражданам страны намного дешевле, чем деятельность страховых компаний. В Украине действуют 60 компаний, которые занимаются страхованием здоровья. Из взносов, которые им поступают, около половины средств остается в самой компании. Фонд же, по словам народного депутата, будет брать на свое содержание не более 3% страховых взносов.
И все же существенный недостаток у единого государственного фонда страхования все-таки есть. Это — медлительность. Возмещения расходов застрахованным пациентам придется ждать от фонда довольно долго. «Длительное оформление документов, тонны бумаг — это проблема всех государств, в которых есть страховая медицина», — говорит Скорина.
Пациенту — набор медицинских услуг, бюджету — 30 млн. грн. ежегодно
В целом представители общественных организаций одобряют внедрение обязательного медицинского страхования.
Ведь в этом случае каждому гражданину будет гарантирован определенный набор медицинских услуг. Список этих услуг сейчас разрабатывают в Министерстве здравоохранения. То, что в него не войдет, будут страховать частные компании. В законопроекте предусмотрен их вклад в общее дело — 10% финансирования системы здравоохранения. 35% будет обеспечивать фонд страхования, 55% — государство.
После внедрения обязательного медицинского страхования законодатели рассчитывают собирать 30 млн. грн. ежегодно. Сейчас бюджет медицинской отрасли составляет 32 млн. грн. в год, 90% из которых уходят на зарплату. Украина выделяет на финансирование всего 2,9% ВВП. А норма ВОЗ — 5%. При финансировании отрасли меньше этого уровня она считается несуществующей. Дополнительный источник денег позволит обеспечить государственные клиники хотя бы минимальным набором аппаратуры и медикаментов. Впрочем, все зависит от того, будет ли контроль над фондом действительно таким строгим, как обещают законодатели.
Елена Павленко
По материалам «СЕЙЧАС»