Вопросы о семье, детях, политических взглядах — не задавать. Работодателям запретят интересоваться личной жизнью человека на собеседовании, поскольку это может повлиять на решение о приеме на работу и сдвинуть на второе место профессиональные качества. Об этом говорится в законопроекте № 1148, который на этой неделе собираются рассмотреть в Верховной Раде.
Что запретят спрашивать на собеседовании и что работодатели думают о новом законопроекте?
Право на личную жизнь
В трудовое законодательство предлагают добавить новый пункт — гарантия права на личную жизнь. Как именно это право будет гарантироваться, в проекте не говорится.
Еще один пункт запрещает задавать личные вопросы. При приеме на работу работодателю сейчас нельзя спрашивать о партийной и национальной принадлежности, месте регистрации и т. п. К этим запретным темам добавят еще несколько: об отношениях, семье, здоровье и уровне зарплаты на предыдущем месте работы.
Если работодатель при приеме на работу требует подобную информацию, человек имеет право не предоставлять ее, и это не может быть основанием для отказа в приеме на работу.
«Встречаются случаи, когда при решении о найме работника, в том числе женщины, работодатель узнает о навыках и карьерных планах, но также интересуется личной жизнью, например, о планах зарегистрировать брачные отношения или родить ребенка, что влияет на окончательное решение работодателя. Более того, нередки случаи отказа в приеме на работу беременным женщинам», — говорится в пояснительной записке к проекту.
«Начнут сводить счеты»
Юлия Гречка проработала HR-специалистом в разных компаниях шесть лет. Сегодня она руководит своей компанией по управлению персоналом. Раньше в работе часто приходилось сталкиваться с дискриминационными вопросами, говорит она.
«Вопросы личного характера — постоянная практика. Конечно, они влияют на решение о приеме на работу. Я постоянно учила людей внутри компании не задавать таких вопросов. Всем известно, что если есть два кандидата: парень 25 лет и девушка, которая недавно вышла замуж, то ее не возьмут — вдруг она уйдет в декрет в ближайшие два года. Нормы, которые запрещают гендерную дискриминацию, уже есть. Того закона не придерживаются и, наверное, этот тоже не будет работать. Но такие вещи должны быть», — считает Юлия Гречка.
В какой-то степени информация о личной жизни действительно может отобразиться на принятии решения о трудоустройстве. Но сейчас и мужчины нередко уходят в декретный отпуск, отмечает Руслан Соболь, председатель Ассоциации малого и среднего бизнеса. Поэтому семья и планы завести семью — не основополагающий критерий при приеме на работу, говорит он.
На самом деле, грань интереса к личной жизни работодателя очень тонкая, считает Валентина Пучка, HRD ЭДС-Инжиниринг. Профессиональные навыки важны, но личные качества могут определять, станет ли кандидат успешным членом команды и будет ли разделять ее ценности и культуру. А эти вопросы вплотную граничат с личной жизнью.
«На процесс отбора кандидатов в нашу компанию принятие законопроекта точно не повлияет. Разве, что могут появиться судовые иски к частным компаниям, в случае отказа в трудоустройстве из-за субъективизма», — отмечает Валентина Пучка.
А иногда вопросы о семье могут касаться особенностей будущей позиции. Например, когда должность предполагает проведение 70% времени в командировках, нормально спросить о наличии семьи и детей, говорит Юлия Гуменная, ведущий менеджер по подбору и адаптации персонала в корпорации «Биосфера». Это поможет избежать неудовлетворенности со стороны и компании, и сотрудника в будущем.
«Работа и личная жизнь иногда все равно переплетаются и влияют друг на друга, как бы мы ни хотели их разделить. И нужно в самом начале проследить за тем, чтобы в тех местах, где это переплетение неизбежно, все стороны в итоге остались довольны», — считает Юлия Гуменная.
Будет ли работать запрет
«Я ни разу в своей практике не встречала обоснования отказа в приеме на работу фактами личной и семейной жизни; доказать, что именно такие обстоятельства стали причиной отказа в приеме на работу, очень сложно. Внесение изменений, указанных в законопроекте № 1148, фактически ничего не поменяет ни для работодателей, ни для работников», — говорит Татьяна Борисенко, адвокат объединения «Скляренко, Сидоренко и партнеры».
В Конституции Украины уже прописано, что никто не должен подвергаться вмешательству в личную жизнь. А закон о противодействии дискриминации распространяется и на трудовую сферу. То есть запрет дискриминации по признакам расы, цвета кожи, политическим, религиозным и другим убеждениям, полу, возрасту, инвалидности и социальному происхождению, семейному и имущественному положению, по языковым или другим признакам и т. д. уже запрещен. А в трудовом законодательстве прописано, что отказ в приеме на работу беременным женщинам, матерям детей до трех лет и одиноким матерям должен быть оформлен в письменном виде.
«Но, несмотря на запреты, работодатели часто продолжают задавать кандидатам неудобные вопросы о личной и семейной жизни, а иногда — и о сексуальной ориентации. Как и раньше, наиболее чувствительными к этой проблеме остаются молодые женщины, включая матерей с маленькими детьми. К сожалению, вопросы о планах пойти в декретный отпуск и времени, которое женщина уделяет детям, все еще часто звучат на собеседованиях», — говорит Инесса Летич, советница юридической фирмы «Астерс».
Виталий Андроник