Стало известно, что войдет в новый Трудовой кодекс, который Рада планирует принимать в ближайшее время.
Больше дней отпуска, забастовки, легализация фрилансеров, отмена гарантий для беременных и упрощенная процедура увольнения сотрудников — это лишь малая часть нововведений, которые готовит украинцам власть в новом Трудовом кодексе. В провластной партии не стесняясь заявляют, что этот документ будет слишком либеральным для работодателей.
Больше отпуска и стресс в законе
Одной из немногих хороших новостей, которую готовит украинцам, работающим по найму, новый Трудовой кодекс, — это увеличенное количество дней минимального отпуска. Как рассказала председатель комитета Верховной Рады по вопросам социальной политики Галина Третьякова, конвенция Международной охраны труда (МОТ) требует, чтобы минимальный отпуск был 28 дней (сейчас — 24).
«Но, в соответствии с этой же конвенцией, во многих странах Европы в состав этих 28 дней входят пять-семь sick days («больных» дней), когда человек может позвонить и сказать, что он не выходит на работу по причине болезни, выгорания, стресса и прочего. Мы сейчас ведем дискуссию о том, чтобы и у нас в составе 28 дней отпуска было семь-десять sick days», — добавила Третьякова.
Если же человек превысит этот срок, то решать вопрос будут непосредственно работодатель и наемный сотрудник.
«Мы пытаемся максимально убрать роль государства там, где оно может влиять на отношения работодателя и работника, в том числе коррупционным путем», — сказала Третьякова.
По ее словам, много коррупционных рисков содержат в себе и больничные листы, которые покупают, дабы объяснить свое отсутствие.
О сиесте
Кроме того, как рассказала руководитель Экспертно-аналитического центра кадрового портала HeadHunter Юлия Дрожжина, сейчас ведется дискуссия об увеличении обеда до четырех часов для отдельных профессий.
«Но это не значит, что работать можно будет меньше. Это значит — 8-часовой рабочий день + 4 часа. Такая себе сиеста по-украински», — отметила Дрожжина.
Зарплата вперед
Кроме того, в новом Кодексе обещают установить размер «нормальной» материальной компенсации в случае увольнения сотрудника, а также нормы по массовому увольнению и дальнейшему трудоустройству сотрудников на дополнительные рабочие места. Каких-то конкретных цифр законодатели пока не называют.
При этом, как рассказал эксперт РПР группы «Налоговая реформа» Илья Несходовский, обсуждается вариант, предусматривающий, что работодатель при увольнении должен будет выплатить своему бывшему сотруднику несколько зарплат наперед.
«В случае если работодатель принимает решение об увольнении работника, он должен выплатить зарплату за два месяца вперед. Что позволит человеку получить компенсацию и страховку, чтобы за два месяца найти новую работу. Это то, что сейчас обсуждается», — сказал Несходовский.
Вопросы работоспособности
Также будет определена «честная» компенсация работникам при причинении вреда жизни и здоровью.
«Мы убеждены, что она должна включать лечение в частных клиниках, протезирование, переоборудование жилья в случае потери функциональности, а также компенсацию недополученной прибыли и морального вреда», — говорит Галина Третьякова.
Законодатели, по примеру ЕС, планируют разработать специальную классификацию для людей с инвалидностью, чтобы им не могли неправомерно отказывать в приеме не работу.
«Возможно, в течение двух месяцев будут внесены изменения в восьмиуровневую сетку работоспособности. Не нужно считать людей с инвалидностью нетрудоспособными. Можно высчитать, насколько человек работоспособен, нужно ли ему дополнительно оборудовать рабочее место, улучшается ли его состояние и т. д.», — отметила Третьякова.
Страховка и парковка для сотрудника
Также парламентарии рассматривают возможность освобождения работодателей от уплаты ЕСВ в случае предоставления сотрудникам дополнительных благ.
«В Европе это называется employee benefit, когда работодатель вместе с заработной платой может предложить пакет дополнительных благ работнику: компенсация проезда или переезда, компенсации на оплату учебы, пенсионного обеспечения, медицинская страховка, парковочное место… При соблюдении этих соцстандартов работодатель может быть освобожден от уплаты ЕСВ, а у работника эти суммы не должны включаться в налог на доходы физлиц», — отметила Третьякова.
Кому дадут бастовать
Отдельным разделом хотят утвердить процедуру проведения забастовок.
«Она вроде бы и так выписана, но, как отмечают представители МОТ, к ней есть много претензий. Работники по факту часто лишены такой возможности, а поэтому лишены самого весомого инструмента влияния. При этом забастовки должны быть направлены на работодателя, а не на Кабмин и ВР. А государство должно иметь инструмент для примирения сторон», — сказала Третьякова.
Но, есть одно «но». В случае забастовок предприниматели получат право не платить зарплату или уволить буйных сотрудников.
«Для предпринимателя должна быть прописана возможность Lock-out — временная остановка работы или существенное сокращение объемов с прекращением выплаты зарплаты. Также это может предполагать массовое увольнение работников или закрытие предприятий. Это то, что давно должно быть», — добавила Галина Третьякова.
Кроме того, в комитете изучают возможность создания органов по прототипу мировых судов, где работают на выборных должностях и решают очень ограниченное количество вопросов: трудовое право, здравоохранение и пенсионное обеспечение. «Но это уже будет частью судебной реформы», — уточнила Третьякова.
Беременных уволят и пересмотрят льготы
А вот льгот и гарантий для работников в новом Кодексе явно станет меньше. Будут ли они упразднены полностью или останутся частично, пока не разглашается.
«Отдельный блок будет посвящен различным льготам, которые касаются женщин, людей с инвалидностью, воинов АТО. Нужно пересмотреть кучу вещей, которые кажутся льготными, но на самом деле создают дискриминационные условия — я имею в виду, в первую очередь, женский труд, который очень часто организован так, что брать на работу женщину получается дороже, чем мужчину. А при наличии такой льготы работодатель не хочет принимать на работу женщину детородного возраста, потому что она может уйти в декретный отпуск», — говорит Галина Третьякова.
По ее словам, пересмотру должны подлежать такие льготные категории, как воины АТО, которым работодатель должен сохранять заработную плату, а также люди с инвалидностью.
«С одной стороны, кажется, что мы им делаем лучше этими льготами, но на самом деле получается наоборот. Ведь их не хотят брать на работу. Мы должны это изменить», — сказала Третьякова.
При этом новый Кодекс отменит законодательную льготу о невозможности увольнения беременных. Теперь увольнять или не увольнять беременных будет решать работодатель.
«Мы бы хотели, чтобы трудовые отношения перешли в бипартийную плоскость. То есть будет или нет защита на конкретном предприятии, должно декларироваться коллективным или трудовым соглашением», — говорит Третьякова.
Уволить станет проще
Увеличится и количество причин, в связи с которыми сотрудник может быть уволен. Например, предлагается ввести аттестацию на соответствие сотрудника занимаемой должности.
«Если сотрудник такую аттестацию не проходит, он может быть уволен в связи с несоответствием. Сейчас это сделать очень сложно. А потому работодатели не всегда оформляют сотрудников, чтоб не нести лишнюю ответственность», — говорит Юлия Дрожжина.
Сейчас же, по ее словам, если новый документ не будет регламентировать количество таких проверок, то неугодный сотрудник может отправляться на аттестацию хоть каждую неделю, а вопросы могут быть такими, что на них невозможно будет ответить.
«Это, по большому счету, даст возможность уволить любого неугодного сотрудника», — сказала Дрожжина.
При этом хотят увеличивать сроки, за которые работодатель должен предупредить сотрудника об увольнении — с одного месяца до трех.
Фриланс, антимоббинг, электронная трудовая
Среди других новинок — узаконенное право работников трудиться удаленно (сейчас — на усмотрение работодателя) и легализация работы фрилансеров, которые ныне часто оказываются вне правового поля. Теперь они смогут работать по трудовым договорам и получать статус официально трудоустроенных.
Кроме того, власти хотят ввести электронную трудовую книгу и прописать отдельные нормы против травли на работе. Такое явление называется моббинг.
«Будет ли это раздел в Кодексе или отдельный закон — пока сказать не могу. Также было предложение о внесении в Административный кодекс ответственности за сексизм. Но это тоже вопрос пока дискуссионный», — резюмировала Третьякова.
«Наезда на права работника нет»
Как отметил Илья Несходовский, действующий Трудовой кодекс писался еще при Советском Союзе, когда не было частной собственности.
«Как результат — прописанные там нормы таковы, что уволить человека фактически невозможно. Мы знаем примеры, когда сотрудники, злоупотребляя отдельными нормами, судятся по несколько раз с работодателями, чтобы выбить компенсации. Знаем примеры, когда провинившихся чиновников невозможно уволить и пр. И одной из причин того, что людей не оформляют официально и выплачивают зарплату в конвертах, является перезагруженность работодателей требованиями и штрафами. Поэтому в части упрощения увольнения трудовое законодательство однозначно требует изменений. В этом нет никакого наезда на права работников», — сказал Несходовский.
Но отдельного внимания, по его словам, заслуживает деятельность профсоюзов. «Вы когда-то слышали, чтобы профсоюзы защищали в судах интересы сотрудников? Нет. Такого не было. И в этом большая проблема. На сегодня эти организации только собирают с зарплат сотрудников по 1%, а потом тратят эти деньги непонятно куда», — считает Несходовский.
Денис Вергун, Антон Дранник