Работодатели активно лоббируют новую версию Трудового кодекса, которая позволит им распоряжаться людьми как живым товаром.
Лоббисты не теряют надежды загнать украинцев в трудовое рабство. Пока новая редакция Трудового кодекса готовится ко второму чтению, в нее пачками вносят весьма скандальные изменения. Одной из самых «громких» норм стали, в частности, дискриминационные условия для ЛГБТ-сообщества.
Но, по мнению экспертов, шумиха о трудовых правах секс-меньшинств отвлекает внимание общественности от куда более серьезных нововведений, ущемляющих права наемных работников.
«Наблюдается попытка переключить внимание на права ЛГБТ вместо того, чтобы говорить о новых нормах, который явно идут вразрез с европейским стандартам труда», — отметил политолог Алексей Якубин.
По его словам, согласно общепринятой европейской практике стран, трудовое законодательство должно, в первую очередь, защищать права и интересы работников, а не работодателей, поскольку последние и так находятся в более выигрышном положении.
«Что интересно, менять трудовое законодательство не требует ни МВФ, ни ЕС. Это инициатива исключительно нашего правительства», — отметил эксперт по социальным вопросам Андрей Павловский.
Эксперты не исключают: новые правила лоббируют именно крупные работодатели, мечтающие окончательно закрутить гайки на своих предприятиях и выжимать из персонала по полной.
Выгонят за просто так
Как отметили эксперты, Международная организация труда (МОТ) подала в наш новый Кодекс законов о труде почти 60 правок, но профильный комитет Верховной Рады большинство из них проигнорировал.
Если Трудовой кодекс примут в нынешней редакции, работодатель получит беспрецедентное право быть царем и богом на своем предприятии, и, вопреки Конституции, даже издавать нормативные документы в сфере трудовых отношений.
«Это разрешит компаниям избегать коллективных переговоров, игнорировать профсоюзы, в одностороннем порядке устанавливать порядок тех или иных трудовых взаимоотношений, которые будут обязательными, а за их неисполнение — увольнять», — заметил Павловский.
Сам перечень оснований для увольнений также хотят существенно расширить. К примеру, в статьях 92 и 93 проекта, среди причин, достаточных для увольнения, числится, помимо прочего, разглашение коммерческой информации. Но при этом, ни в самом Кодексе, ни в других законодательных актах нет четкой формулировки что же это такое — та самая ценная «коммерческая информация». Фактически под это определение можно подвести что угодно: данные о своей зарплате, которыми поделился с коллегами, внутренний распорядок в компании и пр.
«Формально, закон разрешит за это увольнять. Остаться без работы можно будет и по результатам аттестации (подтверждение квалификации). В проекте Кодекса эта причина увольнения сформулирована так: «по итогам аттестации и в связи другими доказательствами». Что это за «другие доказательства» — не конкретизируется», — добавил Павловский.
Также эксперты обратили внимание на то, что в проекте заложена серьезная дискриминации женщин, особенно с детьми до трех лет.
Так, если по действующему КЗоТУ не разрешается увольнять женщин с маленькими детьми, ставить их в ночные смены и вызывать на работу в выходные и праздничные дни, то новый документ это уже допускает. Что касается одиноких матерей с детьми до 15 лет, то в случае принятия нового КЗоТа, они будут увольняться на общих основаниях, никакого послабления им не дадут.
Как отметил глава Конфедерации вольных профсоюзов Михаил Волынец, в неформальных разговорах работодателей признают, что добиваются принятия нового КЗоТа, поскольку, по действующему законодательству, увольнять работников непросто.
Узаконенное рабство
Новым документом планируют значительно расширить и основания для заключения срочных договоров.
«Фактически этот Кодекс поощряет переводить на них всех работников. Причем, четко минимальный срок не обозначен. Он может быть и полгода, и год. А это выгодно работодателю — ничего не помешает ему потом не продлить контракт. Особенно массово смогут переводить на такие договора представителей творческих профессий, научных работников, журналистов и т. д.», — говорит Павловский.
Помимо этого, говорят эксперты, 67-я статья проекта предусматривает право компании передавать работника от одного работодателю другому. При этом, не учтено как далеко могут зайти эти «рабовладельческие» замашки — будет ли сотрудник, скажем, обеспечен жильем на новом месте, компенсируют ли ему сопутствующие траты и неудобства.
«По сути, «раба» или даже весь цех, а то и все предприятие, например, из Львовской области захотят перевести в Луганскую. Если откажутся — увольнение», — подметил Михаил Волынец.
Спорить с работодателями, после принятия нового Кодекса, станет опасно. «Перед первым чтением и вовсе хотели запретить право на стачки. В следующей редакции прописали, что вето на акции протеста может наложить сам работодатель», — отметил Павловский.
Как добавили эксперты, несмотря на то, что 11 апреля назначено еще одно заседание профильной рабочей группы, у нового Трудового кодекса есть все шансы быть принятым уже к 1 мая, поскольку, лоббируют его сразу три парламентские группы (Народный фронт, БПП и Оппоблок, представители которого и являются авторами проекта), которые с легкостью смогут набрать необходимый минимум голосов.
Денис Вергун