Какой размер штрафа: 96 000 грн или 3200 грн?
В 2017 году в суды поступает все больше административных исков, которыми предприниматели обжалуют постановления Гоструда о наложении штрафов, и постепенно формируется практика рассмотрения таких дел.
Сегодня мы хотим рассмотреть такой дискуссионный вопрос, как размер штрафа за неподачу уведомления в налоговый орган о принятии наемного сотрудника, при фактическом его оформлении.
Позиция Гоструда в данном вопросе однозначна, поскольку инспекторы по труду считают, что процесс уведомления о наемном сотруднике является частью заключения трудового договора, так как обязанность подать уведомление содержится в ст. 24 КЗоТ Украины, которая в свою очередь имеет наименование «заключение трудового договора». Такая вот нехитрая логика.
Соответственно, применяя штрафные санкции по ч. 2 ст. 265 КЗоТ Украины, инспекторы по труду применяют ответственность в виде штрафа в размере 30 минимальных заработных плат (96 000 грн.) за «фактический допуск сотрудника к работе без оформления трудового договора».
Однако, согласиться с такой логикой мы не можем.
Действительно, согласно ст. 24 КЗоТ Украины, работник не может быть допущен к работе без заключения трудового договора, оформленного приказом или распоряжением собственника или уполномоченного им органа, и уведомления центрального органа исполнительной власти по вопросам обеспечения формирования и реализации государственной политики по администрированию единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование о принятии работника на работу в порядке, установленном Кабинетом Министров Украины.
То есть, законодатель, применив союз «и» применяет перечисление тех условий, которые необходимо выполнить до фактического допуска к работе:
- Заключение трудового договора, оформленного приказом или распоряжением.
- Уведомление фискального органа.
При этом статья не предполагает, что уведомление о наемном работнике является частью процесса заключения договора. Более того, в уведомлении необходимо указать номер и дату приказа или распоряжения работодателя о принятии сотрудника на работу. То есть на момент подачи уведомления трудовой договор должен быть уже фактически заключен.
Также обратим внимание на тот факт, что как ч. 2 ст. 265 КЗоТ Украины, так и ч. 3 ст. 41 КУпАП предполагают ответственность именно за фактический допуск к работе без оформления трудового договора. Таким образом, финансовый штраф в 30-кратном размере минимальной заработной платы, установленной законом на момент выявления нарушения, за каждого работника, в отношении которого совершено нарушение, применяется при невыполнении первого условия статьи — допуска к работе без оформления договора.
А за невыполнение второго условия — не подачу уведомления штраф не предусмотрен. Нарушение второго условия можно расценивать как другие нарушения трудового законодательства, санкция за нарушение которого предусматривает штраф в размере 1 МЗП. При этом этот штраф взимается не за каждое нарушение в отдельности, а за нарушения, обнаруженные при проверке в целом.
И, что интересно, такую точку зрения начинают применять суды в своей практике.
Апелляционный суд Кировоградской области, рассматривая дело № 404/2115/16-п признал нарушением со стороны Гоструда трактовку неуведомления ГФС о наемном сотруднике как допуск работника без заключения трудового договора.
Аналогичную позицию занял Ивановский районный суд Одесской области по делу № 499/1272/16, рассмотрев его 14.02.1917 г.
В едином государственном реестре судебных решений можно без труда найти и другие решения судов, применявших данную позицию.
При этом мы бы отметили еще положения ст. 3 Закона Украины «Об основных принципах государственного надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности». Данной нормой установлена презумпция правомерности деятельности субъекта хозяйствования, если нормы законов допускают неоднозначную трактовку обязанностей предпринимателя и/или полномочий органа контроля.
Возможна ли двойная ответственность предпринимателя?
Отдельно стоить отметить тот факт, что по результатам проверки Гоструда обычно привлекает юрлицо или предпринимателя к ответственности одновременно и по ст. 41 КУпАП и по ст. 265 КЗоТ Украины.
И здесь необходимо обратить внимание сразу на два нюанса.
Во-первых, факты, установленные судом при привлечении к ответственности за административное правонарушение (ст. 41 КУпАП, где суммы штрафа значительно меньше) не будут доказываться повторно при обжаловании постановления по ст. 265 КЗоТ Украины.
Потому ни в коем случае нельзя игнорировать возможный небольшой штраф в порядке ст. 41 КУпАП и общая стратегия обжалования проверки должна предполагать и работу в районном суде.
Во-вторых, если в случае с юрлицом административный штраф по ст. 41 КУпАП накладывается на руководителя, а штраф по ст. 265 КЗоТ на само юрлицо, то в случае предпринимателя это ведет к двойной ответственности за одно и тоже нарушение, что противоречит ст. 61 Конституции Украины.
Так, согласно ст. 61 Конституции Украины, никто не может быть дважды привлечен к юридической ответственности одного вида за одно и то же правонарушение.
Субъекты ответственности, как по абз. 1 ч. 2 ст. 265 КЗоТ, так и по ч. 2 ст. 41 КоАП полностью совпадают, поскольку в обоих случаях к ответственности привлекается физическое лицо — предприниматель. В обоих случаях в санкциях статьи предусмотрен один и тот же вид взыскания — штраф в денежной форме.
Соответственно, считаем, что Гоструда в данном случае может привлечь предпринимателя только к одному виду ответственности.
В любом случае, как показывает судебная практика постановления о наложении штрафов инспекторов по труду, можно успешно обжаловать в судебном порядке.
Издания для кадровиков