Если Министру социальной политики Павлу Розенко удастся внедрить на практике второй уровень пенсионного обеспечения, это действительно будет реальная реформа, которая очень нужна экономике Украины. Вот это то, ради чего стоило менять власть. Ибо у нас второй уровень пенсионного обеспечения должен был быть запущен в 2003 году, но ни Кучма, ни Ющенко, ни Янукович на это не решились, и постоянно откладывали на потом. Но это «потом» явно затянулось.
Возможно, украинцы слышали или читали, что обычный немецкий рабочий или служащий когда выходит на пенсию, не ждет, как манны небесной, подачек от правительства, а или сидит в пабе и пьет пиво, или катается по миру. Благо пенсия ему это позволяет делать. Вот это все обеспечивает жителям Германии второй уровень пенсионного обеспечения. В Украине закон, который регулирует функционирование второго уровня пенсионного обеспечения, списан с немецкого, и во многом его дублирует. Так что закон у нас, как в ЕС, но вот никак этот самый второй уровень не запускается.
Как изменится устаревшая система?
В чем главная суть, этого второго уровня, и почему так важно его иметь в Украине. На сегодня у нас существует государственный Пенсионный фонд, где используется солидарная система накопления средств, это метод СССР, это когда работодатель из заработной платы всех своих нанятых работников причисляет часть денег в Пенсионный фонд. (Сейчас у нас существует Единый социальный взнос, где большая часть денег идет как раз в Пенсионный фонд). Потому, когда работник выходит на пенсию и получает пенсию от Пенсионного фонда, то не имеет значения, сколько было перечислено денег в Пенсионный фонд работодателем, где работал будущий пенсионер.
Пенсия назначается, исходя из формулы, где считается заработная плата за определенный период. При этом при расчете таких пенсий используются очень замысловатые формулы и коэффициенты, и как результат, у некоторых наших министров и прокуроров пенсии получаются огромные, хотя реально таких платежей никто в Пенсионный фонд за этих людей не вносит. Вот поэтому у нас такой громадный дефицит Пенсионного фонда. Получают одни, а платят другие.
Второй уровень пенсионного обеспечения этот пережиток социализма должен ликвидировать. Тут все просто: как только украинец начинает работать, его работодатель перечисляет часть денег от Единого социального взноса в специальный пенсионный фонд, где учет ведется не солидарно, а персонально по каждому человеку. Поэтому, когда этот работник выходит на пенсию на его счету накапливается солидная сумма денег, и он получает нормальную пенсию, исходя из тех денег, которые за него были перечислены в пенсионный фонд. Как не сложно догадаться, в этом случае работнику невыгодно работать нелегально, так как работодатель не будет перечислять деньги в пенсионный фонд, и значит, работник потеряет часть своей пенсии. Формально, можно вообще никогда не работать и жить иждивенцем, в этом случае, пенсии второго уровня просто не будет.
Маленькое отступление. Даже в Германии существует государственная пенсия. Она предоставляется тем лицам, которые не работали и были постоянно безработными. В этом случае они получают пенсию, но небольшую. Другими словами, государство тоже платит пенсии, но маленькие, как в Украине сейчас, а вот солидные пенсии платит уже специализированный пенсионный фонд второго уровня. То же самое планируется сделать и в Украине. Государственный Пенсионный фонд будет и дальше платить пенсии по методу солидарной системы, но прежде всего тем, кто не имеет пенсии второго уровня, или лицам, которые по здоровью не могли работать вообще. А все остальные должны сами позаботиться о своей будущей пенсии.
Когда и каких перемен ждать?
Понятно, что это сделать за раз не получится. Если бы тогда, в 2003 году, запустили второй уровень пенсионного обеспечения, то уже бы были бы первые результаты и первые пенсионеры, а так приходится только начинать. Ибо если второй уровень пенсионного обеспечения заработает в 2017 году, то первые пенсионеры второго уровня появятся не раньше 2027 года, но на полную силу второй уровень пенсионного обеспечения заработает только в 2057 году. Это быстро не получается. Но нужно начинать.
Несколько слов, что это за специальные пенсионные фонды. Это должны быть специальные негосударственные пенсионные фонды, которые будут отобраны в результате конкурса и они будут фактически наполовину государственными. Другими словами, контроль за их деятельностью будет более жесткий, чем за обычными негосударственными пенсионными фондами. В теории их должно быть от 4–5 фондов, не больше. Но обязательно нужна конкуренция. При этом физическое лицо будет самостоятельно решать, в каком фонде открывать счет и будет иметь право переводить свои деньги из одного фонда в другой. А работодатель должен только платить часть Единого социального взноса. Вначале это будет только 2% от начисленной заработной платы работника. Если сейчас ЕСВ 36%, то получается, что 34% ЕСВ будет направлено по старинке в государственный пенсионный фонд, а 2% в пенсионный фонд второго уровня. Потому этот процент должен увеличиться до 7%, а в конечном итоге в пенсионный фонд второго уровня должно поступать 75% от ЕСВ, а 25% в государственный пенсионный фонд.
Работодатель сможет перечислять больше денег в пенсионный фонд за своего работника. Вот это и есть настоящий социальный пакет. В ЕС очень часто используют такой социальный пакет: если работник долго работает в одной компании, то компания со временем больше денег перечисляет ему на пенсию. Тем самым компания удерживает работника и стимулирует его хорошо себя вести и не бунтовать, так как можно вылететь с работы, и никакие Майданы тебе не помогут.
На счет денег, которые будут аккумулированы в пенсионных фондах второго уровня. В самом законе об этом виде пенсионного обеспечения четко записано, куда могут быть инвестированы эти деньги. Большая часть этих денег может быть инвестирована в государственные ценные бумаги, депозиты, небольшая часть в акции, которые продаются на бирже в Украине и за рубежом, и облигации компаний. Нельзя эти деньги инвестировать в рисковые активы типа фьючерсов или опционов, и вообще разного рода рисковые операции с этими деньгами запрещены. Поэтому разговоры, что за счет этих денег будет финансироваться развитие экономики Украины, верны, но только отчасти. Эти деньги могут пойти только на финансирование дефицита правительства и покупку акций крупных компаний. Тут главное консерватизм.
Эти пенсионные фонды не могут быть банкротами. Если контролирующие органы заметят, что управляющая компания несет убытки и не может эффективно управлять фондом, то этот фонд со всеми активами и пассивами просто передается другой управляющей компании. При этом в случае банкротства управляющей компании или администратора фонда, активы и пассивы пенсионного фонда не могут быть объектом взыскания долга. Управляющая компания отдельно, а пенсионный фонд отдельно хранит свои деньги…
Очень надеюсь, что Павел Розенко действительно реализует эту реформу. Ибо это действительно настоящая реформа. Там много проблем, но их нужно и можно решить. Тем более что сейчас уже все предпосылки созрели. В Украине уже есть наработанный опыт работы негосударственных пенсионных фондов третьего уровня. Можно всегда оценить их результаты работы и провалы и выбрать действительно хороших управителей для специализированных пенсионных фондов. Только не делать монополиста. Это личное обращение к Павлу Розенко. Монополист похоронит идею. Тут нужно реальная конкуренция, но солидных компаний.
Управляет негосударственным пенсионным фондом администратор фонда и компания по управлению активами, но можно функции администратора и компании управления активами объединять в лице только администратора, поэтому, скорее всего, управлять специальными пенсионными фондами второго уровня будут администраторы фондов, которые уже имеют лицензию КУА.
Александр Охрименко