АТО. В данный момент каждый украинец знает данную аббревиатуру. Знают и то, что жители Луганской и Донецкой областей массово покидают свои дома. Но не каждый знает, с какими трудностями сталкиваются они, покидая работу. Сложность регулирования трудовых отношений в связи с проведением АТО связана с несовершенством действующего трудового законодательства.
Отпуск или простой?
В большинстве случаев, если приходится покидать зону проведения АТО, работникам предоставляется отпуск: оплачиваемый или без сохранения заработной платы. Так же рекомендует совершать и Министерство социальной политики в своем письме от 8.07.2014 г. № 7302/3/14-14/13.
Минимальный срок ежегодного оплачиваемого отпуска составляет 24 календарных дня. Отдельным категориям работников установлены более продолжительные отпуска. Без сохранения заработной платы отпуска предоставляются в обязательном порядке в случаях, предусмотренных ст. 25 Закона «Об отпусках». Например, пенсионерам по возрасту или инвалидам III группы — до 30, одиноким матери или отцу — до 14 календарных дней. На практике чаще всего встречаются случаи предоставления отпуска без сохранения заработной платы по семейным или другим обстоятельствам согласно ст. 26 Закона «Об отпусках». Но срок такого отпуска в любом случае не может превышать 15 календарных дней в году.
Следовательно, любой вид отпуска имеет временные ограничения, поэтому он и не может продолжаться бесконечно. Кроме того, предоставляя отпуск, ни работодатель, ни работник не могут заранее знать, совпадет ли его окончание с завершением АТО в их городе.
Проблему можно было бы решить, исходя из понятия «простой», определение которого содержится в ч. 1 ст. 34 Кодекса законов о труде:
«Простой — это приостановление работы, вызванное отсутствием организационных или технических условий, необходимых для выполнения работы, неотвратимой силой или другими обстоятельствами».
В этом определении есть один положительный момент — понятие «простой» не содержит исчерпывающего перечня обстоятельств, которые могут привести к остановке работы. Значит, под «другими обстоятельствами», о которых упоминается в ч. 1 ст. 34 КЗоТ, можно понимать и проведения АТО.
Однако, к сожалению, приостановка работы в порядке простоя имеет не совсем благоприятные правовые последствия как для работников, так и для работодателей. Так, согласно ч. 2 ст. 34 КЗоТ «в случае простоя работники могут быть переведены по их согласию с учетом специальности и квалификации на другую работу на том же предприятии, в учреждении, организации на все время простоя или на другое предприятие, в учреждение, организацию, но в той же местности на срок до одного месяца». Наиболее благоприятно в этой ситуации уточнение: «в той же местности».
Для предприятия же дополнительным негативным моментом станет оплата труда такого работника за все время простоя из расчета не ниже двух третей тарифной ставки установленного работнику разряда (оклада)» (ч. 1 ст. 113 КЗоТ). И законодатель не дает ответа на вопрос, каким образом реализовать это требование на практике, если предприятие остановило деятельность вследствие независимых от него обстоятельств и, как следствие, не имеет возможности оплатить простой работников.
Не предусмотренные законом обстоятельства
Естественно, что выход из ситуации следует искать в совершенствовании законодательства. Например, в проекте Трудового кодекса (№ 1108) сохраняется возможность в случае простоя временно перевести работника на другое предприятие без ограничения срока и привязки к той же местности. Не устанавливается и обязанность работодателя учитывать квалификацию и специальность работника. Однако при этом за последним должен сохраниться среднемесячный заработок.
В случае простоя предприятия ст. 101 проекта позволяет предоставлять отпуск без сохранения зарплаты или с частичным ее сохранением на срок до 2 месяцев. Если же речь идет о желании работника воспользоваться отпуском без сохранения зарплаты по семейным или другим обстоятельствам, то ст. 200 проекта увеличивает возможный срок отпуска до 3 месяцев. Проект ТК (ст. 234), как и действующий КЗоТ, устанавливает оплату за время простоя не по вине работника на уровне 2/3 от тарифного разряда (должностного оклада). Опять же, безотносительно к наличию вины работодателя.
Безусловно, в проведении АТО вины работника нет. Как нет и вины предприятия. Бизнес в Луганской и Донецкой областях сегодня не просто испытывает трудности, более чем половина предприятий полностью прекратили работу. Поэтому официально вводить простой и платить 2/3 оклада работника, несмотря на отсутствие самой возможности работать, невыгодно ни одному предприятию. После завершения АТО первоочередной задачей для каждого предприятия станет восстановление его хозяйственной деятельности. Но очень сложно решать эту задачу, имея большие долги, в том числе и по зарплате.
Очевидно, что проблема регулирования трудовых отношений, связанная с проведением АТО, должна быть решена на законодательном уровне. Не только потому, что придется восстанавливать экономику восточных областей, но и для минимизации негативных последствий в будущем. Ведь никто из жителей Луганской и Донецкой областей не мог себе представить, что за их окнами когда-нибудь будут греметь взрывы, вызванные гранатометами, минометами, системами залпового огня «Град».
Работа в режиме АТО
Восполнение пробелов в трудовом законодательстве в связи с проведением АТО, на мой взгляд, должна осуществляться в два этапа:
- разработка законодательных актов, которые уже сейчас необходимы для регулирования трудовых отношений в зоне проведения АТО;
- разработка правовых актов для предотвращения повторения нынешней ситуации в других регионах Украины, которые также должны стать частью законодательства, направленного на восстановление экономики Луганской и Донецкой областей.
На первом этапе необходимо принять закон, которым закрепить следующие положения.
Часть 2 ст. 421 КЗоТ изложить в следующей редакции: «Преимущественное право на заключение трудового договора в случае повторного принятия на работу предоставляется лицам, указанным в статье 42 настоящего Кодекса, лицам, которые покинули зону АТО в Луганской и Донецкой областях, а также в других случаях, предусмотренных законодательством и коллективными договорами». Это обеспечит право жителей областей вернуться на прежнее место работы после завершения АТО.
В ст. 26 Закона «Об отпусках» необходимо предусмотреть, что «предприятия любой формы собственности в Луганской и Донецкой областях обязаны предоставить отпуск без сохранения заработной платы по заявлению работника в связи с проведением АТО на неопределенный срок. Возврат к выполнению трудовых обязанностей и окончание такого отпуска определяется на основании заявления работника». Это позволит работникам, которые исчерпали законодательную возможность для прерывания работы (использовали все возможные отпуска), покинуть зону проведения АТО в кратчайший срок.
В то же время не все люди могут уволиться и временно уехать в другой регион. Это, в частности, касается судей или лиц, избранных в органы местного самоуправления. Возможность воспользоваться отпуском без сохранения зарплаты без ограничения продолжительности такого отпуска необходимо прежде всего потому, что невозможно предсказать точные сроки окончания АТО. Кроме того, людям потребуется некоторое время для возвращения на прежнее место жительства, а также для проведения ремонта или восстановления своего жилья.
Вместе с тем на уровне закона следует предусмотреть, что в случае продолжения трудовой деятельности во время проведения АТО из зарплаты работника удерживается единый социальный взнос в размере 0,5%, а ставку единого социального взноса с фонда оплаты труда следует снизить до 7%. Необходимость данной нормы обусловлена тем, что, несмотря на военные действия, отдельные предприятия продолжают работать, пусть и в максимально сокращенном режиме. И эти предприятия должны уже теперь испытывать хотя бы какие-то шаги со стороны государства в сторону улучшения работы и жизни в зоне проведения АТО.
Желательно уже сейчас установить на законодательном уровне надбавки к зарплатам медицинских работников, работников пожарной и других экстренных служб, выполняющих свои функции в зоне проведения АТО. Ведь не все жители могут или хотят (преимущественно пожилые люди) выехать с территории военных действий. Поэтому все работники экстренных служб, которые остаются на своих рабочих местах, должны знать, для чего они рискуют своей жизнью.
Поправки на будущее
На втором этапе, после завершения АТО, следует разработать несколько законопроектов, которые будут направлены как на восстановление экономики Донбасса, так и на максимальное предотвращение тех трудностей, с которыми сталкиваются люди теперь.
В частности, необходимо закрепить в Трудовом кодексе норму, которая устанавливает право работника в случае угрозы его жизни и здоровью и/или членам его семьи воспользоваться отпуском без сохранения зарплаты, не ограничивая продолжительности такого отпуска конкретным сроком. К случаям, в которых можно предоставлять бессрочные отпуска без сохранения зарплаты, надо отнести не только проведение АТО, но и введение чрезвычайного или военного положения, техногенные катастрофы и тому подобное.
Поскольку предусмотреть все такие форс-мажорные случаи невозможно, должна быть оговорка, что этот перечень не является исчерпывающим и отдельным законом могут быть установлены дополнительные случаи, в которых допускается предоставление отпусков без сохранения зарплаты на неограниченное время. При этом обязательно следует предусмотреть выплату работодателем единовременного пособия при предоставлении такого отпуска. Ведь часто у людей просто нет денег даже на билет в один конец, чтобы покинуть зону проведения АТО.
Соответственно, следует предусмотреть и право самого работодателя принимать решение о временном прекращении работы предприятия и отправлять работников в отпуска без сохранения зарплат на период вынужденного простоя, не дожидаясь заявления от каждого работника. При этом норму, которая обязывает выплачивать зарплату в размере не ниже 2/3 тарифной ставки (оклада), в случае простоя не по вине работника и не по вине работодателя, из законодательства необходимо исключить. Ведь не может нести ответственность работодатель за войну, которой не начинал, и при этом нести расходы на оплату простоя.
Кроме того, Закон «О занятости населения» следует дополнить нормой, обязывающей любой центр занятости, к которому обратится житель, вынужденный покинуть зону военных действий или техногенной катастрофы, выдать временное свидетельство о праве на трудоустройство. Этот документ заменит трудовую книжку и позволит официально трудоустроиться на другом месте. Причем такое свидетельство должно выдаваться как тем работникам, которые уволились, так и тем, которые оформили отпуск без сохранения зарплаты с неопределенным сроком или же не успели сделать ни первого, ни второго из-за угрозы своей жизни.
На мой взгляд, первый этап совершенствования законодательства, описанный в моей статье, требует немедленного воплощения в жизнь. Люди, которые до сих пор остаются в зоне проведения АТО в Луганской и Донецкой областях, хотят видеть реальную помощь от государства.
Юлия Грибанова