Минсоцполитики презентовало законопроект, который, как считают в ведомстве, должен стимулировать работодателей предоставлять мамам с маленькими детьми дистанционную работу. Как данная инициатива может отобразиться на украинском рынке труда, и станут ли охотнее работодатели нанимать молодых мам?
Министр социальной политики Украины Наталия Королевская, презентуя законопроект «О внесении изменений в некоторые законы Украины относительно дистанционной работы», отметила, что он дает не только возможность дистанционной работы, но и создаст стимулы для работодателей в виде уменьшения единого социального взноса (ЕСВ) ежемесячно на размер минимального единого взноса, если они будут трудоустраивать мам, находящихся в отпуске по уходу за ребенком, до достижения ребенком 3-летнего возраста.
Юрист Виталий Тертица объясняет, что дистанционная занятость, по большому счету, не запрещена законодательством и сегодня. Поэтому маловероятно, что урегулирование понятия «дистанционная работа» в законодательстве само по себе сможет увеличить занятость или повлиять на рынок труда другим образом.
«Ведь сотрудники могут работать дистанционно и сейчас, а данный формат занятости зависит от договоренностей между работодателем и работником. Законодательное урегулирование понятия «дистанционная занятость» может иметь положительный эффект разве что в том аспекте, что законодательство отреагирует на объективно существующее явление и, возможно, урегулирует его возможные проблемные стороны», — считает он.
Стимул для работодателей
«Основная идея нововведений — стимулировать работодателей к созданию дистанционных условий труда. Такой работодатель будет получать скидку по оплате единого социального взноса за этого сотрудника, ЕСВ будет снижен на сумму минимального ЕСВ», — рассказала управляющий партнер ЮФ Анна Вронская.
По словам Виталия Тертицы, уменьшение единого социального взноса (ЕСВ) ежемесячно на размер минимального единого социального взноса, в свою очередь, является слишком незначительным материальным стимулом для работодателя, чтобы существенно повлиять на ситуацию.
«В этой связи необходимо помнить, что в стране, где половина экономики находится в тени, а работодатели и работники из-за обременительной системы налогообложения часто предпочитают официальному оформлению «денежно-конвертные» отношения, в реальности все зависит от личных договоренностей между сторонами, а не от официальных гарантий или подобных стимулов», — отмечает он.
Эксперт считает, если государство, которое в данном случае представляет Минсоцполитики, заинтересовано в положительных изменениях, поэтому к проблеме необходимо подходить шире.
«Первоочередной задачей должна стать глобальная «детенизация» трудовых отношений, а не предоставление преференций, лишенных реального наполнения, отдельным категориям сотрудников. Прежде всего, это означает демонтаж обременительной системы налогообложения, делающей официальное оформление трудовых отношений невыгодным», — резюмирует он.
А за рубежом как?
Что касательно дистанционной работы для мам с детьми в других странах, то, как отметила Анна Вронская, страны Европейского Союза регулируют данный вопрос соглашением, подписанным 23 мая 2002 года, которое называется — «Рамочное соглашение о телеработе».
«Но положения данного соглашения не включают вопрос особого режима, или особых льгот для матерей с детьми. Следует отметить, что данное соглашение носит рекомендационный характер и его положения должны быть имплементированы в национальное законодательство стран — участниц ЕС посредством заключения коллективных договоров и соглашений в соответствии с национальным законодательством и практикой», — рассказала юрист.
Подработка в декрете
В то же время, старший консультант по рекрутингу Ольга Штиль считает, что это позитивная и важная инициатива, так как далеко не каждая семья, исходя из финансовых соображений, может позволить себе, чтобы мама полных три года сидела в декрете.
«При этом не каждая мама может найти офисную работу с такой оплатой, чтобы тем самым компенсировать услуги няньки. Кроме того, высокая динамика развития бизнеса, технологий, инструментов определяет следующую ситуацию: взяв трехлетнюю паузу, после выхода из декрета женщина временно теряет в конкурентоспособности, требуется время, чтобы она могла наверстать упущенное (а некоторые могут проводить в декрете и более, например, родив двух детей с паузой год или несколько лет)», — объясняет она.
Поэтому данная инициатива это своего рода компромисс, который может позволить, с одной стороны, дать возможность пополнять семейный бюджет, оставаться «в теме», с другой — не будет серьезно вредить связи мамы и малыша.
Плюсы и минусы
«При этом такой формат сотрудничества с молодой мамой это скорее добрая воля работодателя. Дело в том, что реализация схемы требует инвестиций — создание удаленного рабочего места, расходы на связь и т. п. Плюс — схема подходит не всем, дистанционная работа требует серьезной самоорганизации. Более того, молодая мама с маленьким ребенком не вполне управляет своим временем, поэтому тут требуется большая гибкость в сроках и дедлайнах, т. к. например, ставить задачи «сегодня на завтра» рискованно», — подчеркивает Ольга Штиль.
И еще один важный момент, добавляет эксперт, даже самый эффективный и трудолюбивый сотрудник, став мамой может поменять свои приоритеты. Молодая мама может решить, что для нее важнее быть хорошей, внимательной и отзывчивой мамой и самой принимать участие в воспитании и досуге ребенка, а работу оставить на 2-й или даже 3-й план. Поэтому стоит договариваться о дистанционной работе с молодой мамой не до выхода в декрет, а после рождения ребенка.
«Как видим, есть некоторые риски такой формы сотрудничества, и сомнения в том, что предложенные государством преференции их компенсируют. Со стороны государства это скорее жест, сигнал работодателю, что на этом участке он может проявлять инициативу и будет каким-то образом поощрен», — говорит она.
Стоит отметить, что сейчас работу молодым мамам охотнее всего дают IT-компании, что наверно объясняется их технологической «продвинутостью» (легче организовать удаленку). Но, по мнению рекрутера, вне зависимости от рынков, от предлагаемых льгот, работодатель может и должен помнить о своей социальной функции, нанимать молодых мам (в случае их заинтересованности), и идти на встречу в обсуждении удобных форматов работы.
Ирина Малык