Учреждение (НИИ) работает в режиме неполной рабочей недели (по понедельникам). Научные сотрудники работают по контракту. 31 марта текущего года срок контрактов истек, в связи с чем накануне, 26 марта, был издан приказ о прекращении контрактов на основании пункта 8 статьи 36 КЗоТ (основания, предусмотренные контрактом) и соответствующего пункта самих контрактов, а также об увольнении 31 марта научных сотрудников, их заключивших. За два месяца до этого все сотрудники были предупреждены об истечении срока контракта под роспись.
Вышестоящая инстанция, руководствуясь содержанием части пятой статьи 2411 КЗоТ, требует изменить дату в приказе об увольнении на 26 марта или 2 апреля, т. к. 31 марта — это суббота, нерабочий день.
Инспектор отдела кадров отказывается, мотивируя тем, что контракт согласно части третьей статьи 21 КЗоТ — это особая форма трудового договора.
В трудовые книжки уже вписана дата 31 марта, и они выданы на руки. Приказ о заключении контрактов называется так: «О продлении контрактов с научными сотрудниками в первом квартале 2012 года». В приказе отдельными пунктами перечислены все научные сотрудники и указан срок контракта — по 31 марта 2012 года. Каждый персональный контракт подписан директором, работником и скреплен печатью института. В них тоже указан срок контракта — по 31 марта 2012 года. Кто прав?
Контракт — особая форма трудового договора, который, как правило, заключается на определенный срок и прекращается в связи с окончанием этого срока в соответствии с пунктом 2 статьи 36 КЗоТ. Досрочно контракт может быть расторгнут по другим основаниям, указанным в данной статье и других нормах законодательства. Например, по результатам испытания (ст. 28 КЗоТ). В соответствии с частью третьей статьи 21 КЗоТ самим контрактом могут предусматриваться основания (за исключением предусмотренных законодательством) досрочного его расторжения (например, в случае невыполнения плановых заданий и т. д.).
Если основание прекращения контракта предусмотрено законодательством, несмотря на то, что оно продублировано контрактом, следует ссылаться на соответствующую норму законодательства. А если основание досрочного расторжения контракта указано лишь в самом контракте, а законодательством оно не предусмотрено, следует ссылаться на пункт 8 статьи 36 КЗоТ. В нашем случае основанием прекращения контракта является окончание срока, а следовательно, следует ссылаться на пункт 2 статьи 36 КЗоТ, а не на пункт 8 данной статьи.
Контракт, как срочный трудовой договор, в соответствии с частью третьей статьи 21 и пунктом 2 части первой статьи 23 КЗоТ может заключаться на любой срок, определенный по согласованию сторон. Этот срок может определяться в контракте конкретной датой, например, с 1 апреля 2011 года по 31 марта 2012 года или определенным периодом, например, сроком на один год.
Если срок действия контракта определен конкретной датой, с указанием последнего дня работы, то соответственно работник должен быть уволен в указанный в контракте последний день работы, несмотря на то, что этот день приходится на выходной, праздничный или нерабочий день.
Если контрактом срок его действия обусловлен определенным периодом: годами, месяцами, неделями, без указания конкретной даты последнего дня работы, то, определяя день увольнения, которым будет последний день работы, следует руководствоваться правилами статьи 2411 КЗоТ.
В нашем случае в контрактах и приказе об их оформлении указана конкретная дата срока действия контрактов, а следовательно, прекращение контрактов 31 марта 2012 года не будет противоречить действующему законодательству.
Николай Бойко