В стране планируется ужесточить санкции для работодателей за неоформленный персонал: по утверждению министра социальной политики Сергея Тигипко, штраф за одно нелегальное рабочее место будет не менее 12-кратного размера средней зарплаты (сейчас это около 36,2 тыс. грн.). В Минсоцполитики уже даже подсчитали: в настоящее время минимум со 145 млрд. грн. заработной платы ни копейки налогов и сборов работодателями не уплачивается. А потому выведение рабочих мест из тени позволит повысить выплаты каждому пенсионеру почти на 300 грн.
Однако главная проблема такой инициативы состоит в разработке четкого механизма поиска и отлова нелегалов. По логике вещей, механизм проверок будет выглядеть следующим образом: создадут специальные комиссии, которые будут инспектировать отделы по работе с персоналом, проверять трудовые договора и трудовые книжки и т. д. А для этого понадобится большой штат проверяющих, срок проверок из-за отсутствия отлаженного механизма будет затягиваться, особенно если это большое производство. Кроме того, если проверять компанию с физическим адресом и офисом просто, то посчитать, сколько персонала трудится в тех организациях, которые работают с людьми дистанционно, оплачивая их услуги через платежные системы, затруднительно.
И все же некоторые сложности в этом вопросе чиновники работодателям обеспечат. К примеру, даже сегодня многие нормы законодательства трактуются двояко, что периодически приводит к штрафным санкциям для работодателей. Это притом что в настоящее время проверки легальной занятости осуществляются лишь после поступления в прокуратуру жалобы непосредственно от работника. Правда, подобное случается не часто. С одной стороны, разъяснительная работа в этом направлении может увеличить количество обращений работников, и, соответственно, вырастет показатель выявленных официально нетрудоустроенных сотрудников. В таком случае положительным моментом для нелегалов от нововведения может стать более корректная оплата их труда. Ведь призывы сообщить в соответствующую службу могут сократить количество тех, кому по окончании временных работ работодатель «забыл» выплатить обещанную сумму. С другой стороны, попытки Сергея Тигипко по отбеливанию зарплат двухлетней давности успехом не увенчались — стучать и жаловаться на работодателей за конверты сотрудники так и не стали.
Второй момент: желание сохранить квалифицированные кадры все же заставит работодателей придумывать способы обойти новые проверки. Например, сотрудников могут по максимуму перевести на дистанционную работу. Также одним из реальных последствий грядущей детенизации станет увеличение количества работников, оформленных в штат на минимальную зарплату (1102 грн. с 01.07.2012 года). Возможными сценариями для сотрудников может стать переход работодателя на белую зарплату меньшего уровня (за вычетом всех налогов и выплат) либо сохранение размеров зарплат на фоне сокращения штата (с увеличением функций для оставшихся). Третий вариант для высокооплачиваемых специалистов (например, в ИТ-секторе), который предлагают работодатели, не желающие брать сотрудников в штат, — открытие СПД и заключение договоров на выполнение каких-то определенных работ и услуг.
Вряд ли такие шаги обрадуют наемных рабочих, однако сегодня работодатели о реальной детенизации рынка труда даже не думают. Причина — большое налоговое давление на работодателей. Сейчас совокупные отчисления из фонда оплаты труда составляют 55–57%.
Так что введением очередных административных методов по ужесточению контроля над трудоустройством нелегалов значительных результатов правительство вряд ли добьется — около 70% украинского рынка труда как находилось, так и останется в тени.
Причем грешат тенью все — от летних кафе до предвыборных штабов. Ведь перенесение очередной зарплатно-трудовой инициативы на послевыборный период произошло не случайно. И дело не только в электоральных рисках. Сегодня ни в штабах политических партий, ни у мажоритарщиков не готовы выплатить всем штабным и полевым сотрудникам белую зарплату. Как, впрочем, и узаконивать официально трудовые отношения с почти миллионом человек, задействованных в будущих выборах.