Реформа занятости правительства, призванная помочь украинцам с работой, только усложнит им трудоустройство
Рекрутинговый бизнес, который до сих пор не сумел нормально встать на ноги после кризиса 2008 года, когда на рынке осталось около 60% участников, в июле этого года снова заштормило. На сей раз все из-за принятия депутатами правительственного Закона «О занятости населения», с помощью которой власти решили переполовинить количество существующих компаний.
Новый Закон впервые закрепляет в Украине такие понятия как: «рекрутинг» (деятельность предприятий, оказывающих посреднические услуги по трудоустройству), «аутстаффинг» (услуга выведения персонала за штат работодателя) и «аутсорсинг» (деятельность предприятий, осуществляющих наем сотрудников для выполнения ними работ у другого работодателя).
Закон призван урегулировать деятельность кадровых агентств, которых сегодняшний день в Украине (по неофициальным источникам) насчитывается порядка 15 тыс. Несерьезные компании и компании-однодневки «отфильтруют», оставив только тех, кто оказывают качественные услуги и дают «гарантийный» срок на своих кандидатов.
Закон впервые официально назначает «смотрящего» над всеми организациями, участвующими в этом бизнесе. Отныне Министерство социальной политики обязано вести учет рекрутинговых компаний, но, правда, как это будет происходить на практике, из закона пока не ясно. Непонятно также, должны ли будут такие компании становиться на учет в министерстве и получать какие-либо свидетельства/ сертификаты?
Кадровые агентства отныне в Украине запрещены
До недавнего времени в Украине существовало два вида «посредников по трудоустройству»: кадровые агентства (их услуги по поиску работы оплачивали потенциальные кандидаты на вакансии) и рекрутинговые компании (с ними рассчитывались работодатели по факту принятия сотрудника на работу). Первых на рынке больше не будет. Субъектам хозяйствования, которые предоставляют посреднические услуги в трудоустройстве, получать от граждан, которым предоставлены такие услуги, гонорары, комиссионные и другие вознаграждения, отныне запрещено.
То, что компании, которые предоставляли соискателям недостаточно профессиональные услуги, зарабатывая исключительно на гонорарах от граждан, оказались вне закона, безусловно, хороший знак. Плохо другое. Не вникая в специфику сферы рекрутинга, закон вынуждает уйти с рынка часть компаний, которые работают «по белому».
В частности, в документе слишком много туманных формулировок, которые нуждаются в разъяснениях. Например, посредникам, оказывающим услуги по трудоустройству, запрещено направлять сотрудников на рабочие места в компанию, в которой на протяжении года происходило сокращение штата. Одна сокращенная единица — это уже достаточно для запрета или нет? К тому же, на этапе переговоров о сотрудничестве с посредником работодатель еще должен захотеть предоставить ему подобную информацию.
Компании, предоставляющие посреднические услуги и услуги аутсорсинга, обязали подавать информацию о численности трудоустроенных лиц в территориальные отделения Минсоцполитики. По сути, это означает, что теперь вся внешняя рекрутинговая деятельность будет мониториться так же тщательно, как деятельность финансовых компаний (банков, страховщиков, компаний по управлению активами и т. д.).
Скорее всего, с учетом последних «модных» тенденций отечественных чиновников и законодателей, процедуры лицензирования рекрутерам не избежать. И то, что четкий механизм учета участников рынка пока не прописан, не означает, что в ближайшее время его не придумают. Уж очень хочется властям навести свой собственный порядок на рынке труда и легализировать всех вокруг. Тем более что ответственность за нарушение законодательства о занятости населения уже серьезно ужесточили — от штрафов (в 2–5-кратном размере минимальной заработной платы) до аннулирования разрешения на занятие такого рода деятельностью и решения о прекращении деятельности компании-нарушителя.
Персонал «в аренду» не сдается
Более жесткие условия устанавливаются для аутсорсинговых компаний (то есть, для тех, кто «сдает персонал в аренду/ лизинг») — такая деятельность разрешена только при получении специального разрешения. Будет ли такое разрешение платным, какова процедура получения и сроки действия разрешения пока не ясно. Говоря по-русски, без использования профессиональных терминов, — речь идет о привлечении сезонного персонала либо временных сотрудников под какой-то конкретный проект. За последние три-четыре года данная ниша на кадровом рынке оставалась, пожалуй, единственной, которая демонстрировала стабильный рост. Работодатели, которые по разным причинам не могли или не хотели брать к себе на постоянную работу в штат сотрудников, прибегали к временному (сезонному) персоналу. Теперь для аренды сотрудников придется заключать дополнительные коллективные договора и выплачивать им заработную плату не ниже той, которую получают штатные сотрудники у работодателя за выполнение аналогичной работы. При таком подходе имеющаяся ранее экономия «на аренде» персонала теряется.
Думается, что с прописанными требованиями смогут справиться только крупные рекрутинговые компании, что приведет к уменьшению операторов рынка. В частности, небольшие аутстаффинговые компании будут вынуждены уйти с рынка.
Остаются неясными некоторые пункты закона. К примеру, почему запрещается направлять работников на рабочие места работодателя, если на протяжении года у него сократился штат? Неясно, зачем этот запрет и какой положительный эффект ожидается от его принятия. То, что компания не сможет пополнить свой штат нужными специалистами, к сокращению безработицы не приведет. То же самое можно сказать и об аутстаффинге (услуга выведения персонала за штат работодателя). Возможно, таким образом власти стремятся оградить компании от массовых сокращений персонала. Но дело в том, что услугами аутстаффинга пользуются преимущественно те компании, которые заботятся о своих сотрудниках, но по каким-то причинам не способны больше содержать их в собственном штате. При этом, сам порядок урегулирования вопросов массовых сокращений Закон прописан «очень туманно». И не в пользу рабочих.