Пугающая цифровизация: есть ли жизнь без трудовых книжек
Новини
18.10.2019
Пугающая цифровизация: есть ли жизнь без трудовых книжек
Кабинет министров объявил о начале искоренения «бумажных процессов», то есть бумажного документооборота. И одними из первых под пресс реформ попали трудовые книжки — их планируют отменить уже до конца 2019 года.
Впервые о намерении упразднить трудовые книжки министр Кабинета министров Дмитрий Дубилет упомянул еще 18 сентября на своей странице в Фейсбуке.
В результате такой реформы трудовые книжки изымать и утилизировать никто не будет. Они останутся у людей на руках либо у кадровиков. Каждый человек сможет по-прежнему фиксировать информацию о своем трудоустройстве в трудовой книжке, достаточно будет попросить об этом работодателя. Однако заполнение и подача трудовых книжек не будут обязательными.
«В электронных реестрах государства данные о трудовом стаже всех украинцев с 2000 года есть и так. Для расчета пенсий или других социальных выплат уже используются именно эти данные», — пояснил министр.
А вот данные о стаже до 2000 года придется либо вносить в электронный реестр самостоятельно (пользуясь электронной цифровой подписью или банковской идентификацией), либо такую работу будет выполнять организация-работодатель.
Если же при трудоустройстве работодатель заинтересуется опытом работы своего потенциального сотрудника, информацию о стаже можно будет получить в электронном виде как выписку из реестров — опять-таки, с помощью электронной цифровой подписи или BankID. Однако предъявление такого документа при приеме на работу не будет обязательным.
Что может быть вместо трудовой книжки?
Украинцы восприняли идею отмены трудовых настороженно. Они опасаются, что не смогут проконтролировать записи в реестре и там будут возможны ошибки. Опасаются, что в реестрах об уплате налогов не будут отражены все их трудовые достижения (благодарности, награды и т. д.). Наконец, что электронные реестры и данные, которые в них содержатся, могут страдать от кибератак и иных злонамеренных действий, и это далеко не полный перечень тревог.
Однако во многих развитых (и не очень) странах бумажные трудовые книжки уже давно остались в прошлом. Их давно заменили электронные реестры и выписки из них. Причем вместе с этим возникли и новые системы контроля за ведением реестров и проверок подлинности информации.
В тех странах, где нет трудовых книжек, важным кадровым документом считается «История трудоустройства» (Employment record). Фактически это выписка из реестра. Ее могут выдавать разные организации. Например, в Италии такую справку можно заказать в местном бюро по трудоустройству, в США — в Администрации социального обеспечения или Службе внутренних доходов. В Великобритании такими вопросами ведает Управление по налогам и таможенным пошлинам, причем заявку на «Историю трудоустройства» можно как подать лично, так и попросить адвоката или налогового агента.
В Украине идея отмены трудовых книжек тоже вынашивалась уже давно. Еще в 2015 году Министерство экономразвития (его тогда возглавлял Айварас Абромавичус) подавало в Верховную Раду законопроект об отмене бумажных трудовых книжек и переводе их в электронный вид. На том же основании, что и сейчас: вся информация о трудовом стаже есть в базах Пенсионного фонда, и Фонд может просто давать выписки из личного дела плательщиков единого социального взноса. Тогда этот закон не был принят, и вот теперь к этой идее вернулись вновь.
Эксперты: нужны гарантии
Опрошенные эксперты сходятся во мнении, что отмена бумажных трудовых книжек — безусловно, дело нужное. Однако они обращают внимание на разные нюансы, которые необходимо учесть при переходе на электронный документооборот. И предостерегают, что слишком сжатые сроки реализации такой идеи могут привести к ошибкам в реализации задуманного и новым проблемам для работающих украинцев.
Например, социолог Андрей Еременко считает, что процедура получения электронных «заменителей» трудовых книжек должна быть простой и понятной, чтобы люди не утратили ощущение защищенности.
«Люди устали от сложностей, связанных с бюрократией. Они хотят значительного упрощения этих процедур, но при этом хотят гарантий. И это две грани этого процесса. Посмотрите, насколько позитивно было воспринято появление Центров административных услуг. Но трудовые книжки дают людям, особенно старшего возраста, ощущение безопасности. Они видят в ней бумагу, с которой потом придут в Пенсионный фонд, и по этой бумаге им насчитают пенсию. Поэтому, чтобы отмена бумажных трудовых книжек не вызвала социальных проблем, нужно предложить людям какой-то простой способ, чтобы человек мог при необходимости быстро получить справку о том, где он работал, сколько и т. д. Чтобы человек ощущал, что он по-прежнему находится в безопасности», — предупреждает Андрей Еременко.
Представители кадровых служб считают озвученные сроки запуска новых процессов слишком оптимистичными и отмечают, что такие серьезные изменения должны включать в себя стадию эксперимента или тестирования.
«Инициативы, которые сейчас озвучены — об отмене трудовых книжек и о переводе других документов в сфере HR в электронный вид — это все нужные инициативы. То, как процессы, связанные с трудоустройством, происходят в нашей стране сейчас, давно морально устарело и требует осовременивания. Но озвученные сроки — несколько месяцев — на мой взгляд, слишком оптимистичны. Это достаточно трудоемкий процесс, который имеет ряд сложностей, и есть опасения, что из-за сжатых сроков мы получим все в достаточно сыром виде. Например, пока непонятно, как будет происходить процедура внесения опыта работы до 2000 года в существующие реестры. Кроме того, кроме отработки процедуры, необходимо время и на ее тестирование. То есть это процесс необходимый, нужный, но хотелось бы, чтобы сроки на его реализацию закладывались более реалистичные», — говорит руководитель экспертно-аналитического центра «hh.ua|grc» Юлия Дрожжина.
Глава Ассоциации малого и среднего бизнеса Руслан Соболь считает, что «переход в цифру» будет способствовать детенизации в сфере предпринимательства, однако обращает внимание, что бизнес пока не совсем готов безоговорочно «выходить из тени». По крайней мере пока четко не понимает перспектив.
«Переход в «цифру» — отличная инициатива, и это нужно делать! Вопрос только в том, сработает ли это быстро, за 6–8 месяцев, как это прогнозирует Дубилет. Не могу разделить его оптимизма. Дело в том, что наша государственная и административная машина устроена таким образом, что фонды между собой не контактируют. Это общий, глобальный продукт цифрового правительства. В первую очередь нужно воплощать его, а уже затем — в рамках данного продукта — документооборот переводить в «цифру». А сюда входят и трудовые книжки, и больничные листы, отпускные листы, декретные, и всевозможные отчеты. Но в тех административных условиях, в которых Украина находится сейчас, мне кажется, что это задача почти невыполнимая. Хотя начинать эту инициативу нужно! Как и нужно быть готовыми к тому, что этот процесс затянется на более длительный период.
Нельзя говорить, что от данного перехода бизнес только выиграет или только проиграет. Однозначно, что цифровой процесс — полное осветление бизнеса. Данные будут видны сразу всем службам: от фискальной до Пенсионного фонда. А, как показал процесс фискализации, бизнес не до конца готов выходить из тени на свет, пока не совсем ясны его — бизнеса — перспективы. Потому инициативной группе нужно готовить заявленный продукт таким образом, чтобы он был интересен не только представителям бизнеса, но и сообществу в целом. Государственное администрирование должно нести не карательную, а рекомендательную функцию. И я бы не стал резко отказываться от привычных всем трудовых книжек в пользу цифровых. В нынешних условиях это фурора не вызовет, зато может привести к определенной путанице и неразберихе. Но, безусловно, переводить страну в смартфон — надо пробовать», — говорит Руслан Соболь.
Книга обліку руху трудових книжок і вкладишів до них розроблена у відповідності до типової форми № П-10, яку затверджено наказом Міністерства статистики України від 27 жовтня 1995 року № 277. ЇЇ ведення є обов’язковим на підприємствах, в установах, організаціях усіх форм власності та у фізичних осіб — суб’єктів підприємницької діяльності, які використовують працю найманих працівників.