Верховная Рада готовится к окончательному утверждению проекта нового Трудового кодекса страны (законопроект № 1658). В спешном порядке он был принят за основу 5 ноября 2015 года, как реализация одного из требований Европейского союза для получения Украиной безвизового режима.
За прошедшие полтора года рабочая группа по доработке Кодекса рассмотрела уже около 2 тыс. предложений народных депутатов по усовершенствованию документа. Кроме этого, проект направляли на экспертизу в Международную организацию труда с целью адаптации украинского трудового законодательства к Европейской социальной хартии и другим международно-правовым актам.
Впрочем, как свидетельствует реакция заинтересованных сторон, острые дискуссии о том, чьи права в большей степени должен защищать новый Трудовой кодекс — работодателей или наемных работников, — по-прежнему не прекращаются. Депутаты, представляющие коалицию в парламенте, считают, что новый свод правил для субъектов трудовых взаимоотношений вполне готов к замене нынешнего морально устаревшего Кодекса законов о труде, который действует в Украине еще с 1971 года. Однако, немалая часть народных избранников, общественных организаций и независимых профсоюзов категорически против принятия даже доработанного варианта этого важного документа.
Попытаемся разобраться с позициями сторон.
Новый Трудовой кодекс — это внушительный законодательный акт, который состоит из девяти книг (398 статей), а также заключительных и переходных положений. Главная задача, которую он должен решить, — обеспечение в нынешних экономических условиях справедливых и взаимовыгодных трудовых отношений между работодателями и наемными работниками.
Законодатели не скупились на новации, которые, по их мнению, учитывают все реалии современных трудовых отношений и дают определенные гарантии защиты интересов всем субъектам таких отношений.
Для живущих на зарплату
Позиции наемных работников, согласно предложениям депутатов, укрепят следующие основные новшества:
- Запрещена любая дискриминация в сфере труда в зависимости от расы, цвета кожи, политических, религиозных и других убеждений, пола, этнического, социального и иностранного происхождения, возраста, состояния здоровья, инвалидности, подозрения или наличия заболевания ВИЧ/СПИД, семейного и имущественного положения и т. д.
Этот перечень далеко не полный и, в принципе, не имеет смысла, учитывая слова о запрете любой дискриминации. Однако, отдельные депутаты правящей коалиции настаивают на детализации и обязательном упоминании таких понятий, как «сексуальная ориентация» и «гендерная идентичность». Это якобы сближает Украину с европейским видением проблем равенства.
- При приеме на работу обязательным станет заключение между работником и работодателем только письменного трудового договора. Это делается с целью четкой фиксации прав и обязанностей сторон, что впоследствии исключит большинство причин возникновения трудовых споров. В договоре также должны быть отражены гарантии со стороны работодателя по обеспечению надлежащих, безопасных и здоровых условий труда, соответствующих санитарно-бытовых условий, а также прописаны условия и сроки оплаты труда.
Законодатели считают, что таким образом будет положен конец выдачам зарплат «в конвертах», а также прекратит свое существование практика прикрытия фактических трудовых отношений гражданско-правовыми договорами, о которых в Трудовом кодексе речи вообще нет. Вместо них работодатель, для получения разовых или непродолжительных услуг от частных лиц, теперь имеет право заключать только срочные трудовые договора. Согласно ст. 62 проекта Кодекса, стороны трудового договора, заключенного на определенный срок, имеют такие же права и несут те же обязанности, что и стороны трудового договора, заключенного на неопределенный срок.
- Работодатель несет финансовую ответственность за несвоевременную выплату зарплаты.
- Запрещается без согласия работника изменять условия трудового договора, требовать выполнение работы сверх нормы или такой, которая не входит в прямые обязанности. А если сотрудник соглашается выполнять дополнительную работу, то почасовая оплата вырастет не в два раза, как сейчас, а в три. При необходимости работать с 22:00 до 06:00 оплата рабочего времени вырастет еще на 30% (сейчас — на 20%).
- Работодателю при отборе работников запрещается выдвигать любые требования дискриминационного характера, в т. ч. в объявлениях (рекламе), а также требовать от лиц, ищущих работу, информацию об их гражданском состоянии, личной жизни и другую информацию, не связанную с профессиональной деятельностью.
- Беременность женщины или возраст претендента не могут быть препятствием для трудоустройства.
- Новый Кодекс сокращает испытательный срок для рабочих специальностей до одного месяца. Беременные женщины вообще не будут проходить испытательный срок при приеме на работу.
- Работодатель должен будет в письменном виде обосновывать свои причины непринятия на работу нового работника. Этот документ можно будет использовать для подачи иска в суд.
- Вводится понятие гибкого графика, возможности работы на дому или просто удаленно, в т. ч. и за границей. Иными словами, отработанное время будет фиксироваться, но основным критерием при таких условиях станет качественное выполнение работы в срок.
- Ежегодный отпуск предлагают увеличить с 24 до 28 дней. Обеденный перерыв также хотят регламентировать — не меньше 30 минут, но не более двух часов. Кроме этого, есть предложение, чтобы работник имел право на короткие перерывы в течение дня.
- Размер выходного пособия работника в случае сокращения будет увеличен. Сумма выплаты рассчитывается в зависимости от стажа работы увольняемого лица.
И все же эксперты считают, что большинство предложенных нововведений, которые якобы усиливают защиту прав наемного работника, или уже имеют место в практике построения трудовых отношений на украинских предприятиях, или носят не принципиальный характер. Более того, в проекте Трудового кодекса существует немало лазеек, позволяющих обойти некоторые «суровые» требования к работодателям.
В частности, Кодекс совершенно не убеждает в значимости трудового договора, как основного защитника прав наемного сотрудника. Фактически, как уверены правозащитники, работодатели могут широко использовать на практике так называемые «срочные трудовые договоры» и переводить на них всех работников, ведь минимальный срок действия такого договора четко в законодательстве не обозначен. Он может быть и месяц, и полгода, и год. И ничто не помешает работодателю потом, в одностороннем порядке, прекратить трудовые отношения. Таким образом, срочный трудовой договор можно использовать как механизм давления на работника.
Такую же «филькину грамоту» видят и в декларированном недопущении дискриминации. Например, при наборе сотрудников работодатель никогда не объяснит свой отказ инвалидностью или нетрадиционной сексуальной ориентацией кандидата. Для этого есть более благовидная формулировка, например, «несоответствие требованиям вакансии».
Досталось и ст. 37 проекта Кодекса, согласно которой работодатель может возложить на сотрудника дополнительные обязанности, если ему покажется, что не обеспечивается «полная занятость». Причем за выполнение работы более низкой квалификации дополнительная плата не предусмотрена. Эксперты допускают, что вполне реальна ситуация, когда инженера могут заставить мыть коридоры и это будет вполне законно.
Большие сомнения у правозащитников вызывает формулировка в ст. 92 одной из причин, достаточной для увольнения сотрудника. Это разглашение, помимо прочего, «коммерческой или иной охраняемой законом информации, которая стала известна работнику и который подписал обязательство о ее неразглашении». При этом ни в самом Кодексе, ни в других законодательных актах нет четкой формулировки — что такое «коммерческая информация». Фактически под это определение можно подвести любые сведения: данные о своей зарплате, которыми сотрудник поделился с коллегами, внутренний распорядок в компании и т. д.
Наиболее непримиримы к трактовкам законопроекта представители независимых профсоюзов, которые прямо называют документ «рабским кодексом».
По мнению главы Конфедерации независимых профсоюзов Михаила Волынца, наибольшую опасность для трудящихся представляет очень часто встречающиеся противоречия одних положений законопроекта с другими.
«Несложно предугадать, как поступит работодатель, если в одной статье говорится, что нельзя увольнять матерей, имеющих на иждивении детей возрастом до 15 лет, и тут же, в другой статье, дается такое право на увольнение при условии, что они не справляются со своими служебными обязанностями», — отмечает профсоюзный лидер.
Эксперты не устают напоминать, что противоречия и отсутствие конкретики, традиционное для украинского законодательства, делает даже самые прогрессивные законопроекты уязвимыми. В результате заинтересованные лица получают «приятную» возможность трактовать законодательные нормы в свою пользу.
С точки зрения капитала
Самое удивительное, что работодатели также имеют претензии к проекту Трудового кодекса.
Федерация работодателей не увидела в нем инвестиционно-привлекательного документа. По словам члена Совета федерации Сергея Беленького, предприниматели, в том числе иностранные инвесторы, которые приняли непростое решение развивать бизнес в нашей стране, несут целый ряд специфических рисков. К этим рискам он относит и проект нового Трудового кодекса, в котором работодатели не увидели существенных улучшений для себя.
Бизнесменов беспокоит, что в Кодексе, слишком выпячена презумпция виновности предпринимателей. Как пример указывают ч. 2 ст. 17 законопроекта: «В случае если норма закона или иного акта законодательства, изданного на основании закона, или нормы разных законов или разных актов законодательства допускают неоднозначную (множественную) трактовку прав и обязанностей работника и работодателя, в результате чего есть возможность принять решение в пользу и работника и работодателя, решение принимается в пользу работника».
Также собственников предприятий возмущает необходимость доказывать отсутствие фактов дискриминации (согласно ст. 3), если к ним возникают такие претензии на основе субъективных суждений работника или кандидата в работники.
Не устраивает работодателей и ограниченный круг возможностей для увольнения сотрудников в случае необходимости. Особенно их раздражает, как они называют, «советское» право профсоюзов запрещать работодателю увольнение. Более справедливо было бы, считают работодатели, если б профсоюзы отстаивали свои запреты в судах.
А одна из новаций проекта Кодекса об увеличении минимальной продолжительности ежегодного отпуска с 24 до 28 дней, получила следующий отклик со стороны бизнеса: «С одной стороны, это нормальное стремление государства обеспечить выполнение норм Европейской социальной хартии. В то же время, законодатели забыли, что нормальная «рыночная» страна не обязывает работодателя оплачивать такое количество всевозможных отпусков».
Работодатели вспомнили, что украинское законодательство обязывает их кроме основного отпуска оплачивать сотрудникам целый ряд социальных отпусков. Например, в связи с беременностью и родами (126 дней), или за работу с вредными и тяжелыми условиями труда (до 35 дней) и т. д.
Предпринимателей смущает неограниченные права инспекций труда на осуществление проверок в любое время суток, любого помещения без предварительного уведомления, право требования любых документов, и право привлекать правоохранительные органы к осуществлению проверок.
Что в итоге
Таким образом, принцип компромисса между субъектами трудовых отношений, который пытаются заложить в основу Трудового кодекса, пока не достигнут.
И все же, как считает эксперт по подбору персонала Татьяна Пашкина, новый Трудовой кодекс можно обсуждать до бесконечности, но в любом случае он будет лучше, чем советский вариант, потому что в том нет вообще такого понятия как бизнес.
Вероятно, такого же мнения придерживаются и в профильном парламентском комитете по вопросам социальной политики, занятости и пенсионного обеспечения.
15 марта 2017 года он рассмотрел на своем заседании вопрос готовности доработанного проекта Трудового кодекса и рекомендовал его к окончательному принятию.
Как считают эксперты, у нового Трудового кодекса есть все шансы быть принятым уже к 1 июня этого года. Скорейшее вынесение Кодекса на окончательное рассмотрение в Верховную Раду лоббируют сразу три парламентские фракции (Народный фронт, БПП и Оппозиционный блок), представители которых являются основными авторами проекта, поэтому вряд ли возникнут проблемы с набором необходимого минимума голосов. Другое дело, что противники нового Кодекса обещают в случае его принятия поднять все трудовые коллективы и развесить портреты авторов законопроекта по всем столбам.
Издания для кадровиков
Сергей Глушко