Нормы НКУ не регулируют трудовые правоотношения. Действующее трудовое законодательство, в частности, КЗоТ, не содержит ограничений в отношении одновременного осуществления физическим лицом предпринимательской деятельности и работы по найму.
Таким образом, физическое лицо может быть одновременно частным предпринимателем и наемным работником.
Отметим, что с похожим вопросом в 2011 году разбирался и Госкомпредпринимательства (письмо от 03.02.2011 г. № 999). Исходя из определения термина «самозанятое лицо», приведенного в п.п. 14.1.226 п. 14.1 ст. 14 НКУ, был сделан вывод о том, что предприниматель (плательщик единого налога) может быть наемным работником при условии, что его предпринимательская деятельность не связана с выполнением должностных обязанностей в качестве работника предприятия (учреждения, организации или физического лица) и осуществляется в свободное от таких обязанностей время.
В данном случае доходы, полученные от осуществления предпринимательской деятельности, которые облагаются единым налогом, не включаются в состав совокупного облагаемого налогом дохода по итогам отчетного года такого налогоплательщика. Другие полученные доходы облагаются в порядке, установленном соответствующими нормами НКУ (либо заработная плата, либо доходы, полученные от другой предпринимательской деятельности).
Отметим также, что очень часто органы ГФС считают, как правило, минимизацией налогов схему, когда предприниматель-единоналожник одновременно работает у работодателя по трудовому договору и оказывает услуги (выполняет работы) по гражданско-правовому договору с этим же работодателем.
Издания для кадровиков