В апреле Верховная Рада собирается рассмотреть во втором чтении Трудовой кодекс. После первого голосования в документ уже внесено 1900 правок. Если за их проголосуют, то кадровики не смогут интересоваться у претендентов на работу их религиозными и политическими взглядами, личной жизнью. Не может стать препятствием для трудоустройства беременность женщины или возраст. Также депутаты предлагают вычеркнуть из списка наших выходных не только 2 мая, но и понедельник после Пасхи и Троицы.
Что узаконят
В сравнительной таблице к законопроекту № 1658, говорится о том, что в новом кодексе будет запрещена всякая дискриминация. Т. е. четко будет указано, что нельзя не взять на работу или как-то ограничивать человека с другим цветом кожи, другой национальности, с другими религиозными взглядами. Не может стать причиной для увольнения или непринятия на работу сексуальная ориентация, инвалидность или наличие ВИЧ/СПИД. Также работодателю при приеме на работу и даже при объявлении вакансии запрещено требовать информацию о браке, личной жизни, возрасте.
А вот причины того, почему работодатель решил вас не принимать на работу, он обязан будет изложить письменно. «Эта норма защитит кандидата от дискриминации по возрасту, полу и т. д. Поэтому кадровикам придется поломать голову над формулировками», — говорит HR-эксперт Татьяна Пашкина.
Испытательный срок остался прежним — три месяца, для рабочих специальностей — месяц. Причем в это время уволить работника можно, только если за три дня до этого, указав причины (раньше такого не было). Также если сейчас лишиться рабочего места можно только из-за пьянки, прогула или хищения, то по новому кодексу указать на дверь могут из-за разглашения служебной тайны, нарушения техники безопасности и уклонения от медосмотра или прививок.
Вводится понятие «работа на дому», и она должна оплачиваться точно так же, как и в офисе. Сейчас чаще всего таким правом пользуются айтишники и люди творческих профессий. Также работодатель вправе решать, разрешать ли сотруднику работать вместе с родственниками (братьями, сестрами), супружеской паре и их детям, если они являются подчиненными и руководителями. Этот пункт может послужить для работодателя поводом отказать в трудоустройстве.
В первом варианте кодекса было предложено, что работодатель имеет право увольнять беременных или матерей с детьми до трех лет. Но согласно новым правкам все оставили как есть: эти категории увольнять нельзя.
Добрались депутаты и до наших выходных. По их задумке, мы не будем отдыхать 2 мая, а также в понедельник после Пасхи и Троицы. По словам соавтора первой редакции Трудового кодекса Михаила Папиева (которая уже была принята за основу в ноябре 2015 года), сейчас главные баталии развернулись вокруг антидискриминационных правок.
«Норму о запрете дискриминации выписали таким образом, что она больше похожа на привилегию такой категории людей. Получается, что, например, человек нетрадиционной сексуальной ориентации оказывается в более выигрышной ситуации, поскольку он защищен законом», — говорит Папиев. По его словам, сейчас шансов на то, что проект в доработанной редакции дойдет до сессионного зала, мало: «Не исключаю, что принятие закона может превратиться в инструмент для манипуляции отдельных политических сил». Однако, по словам экспертов, у нового Трудового кодекса есть шансы быть принятым уже к 1 мая, поскольку лоббируют его сразу три парламентские группы («Народный фронт», БПП и Оппоблок), которые смогут набрать необходимый минимум голосов.
Переведут на договоры всех сотрудников
По словам экспертов, новым документом планируют также значительно расширить и основания для заключения срочных договоров. «Фактически этот кодекс поощряет переводить на договоры всех работников. Причем четко минимальный срок не обозначен. Он может быть и полгода, и год. А это выгодно работодателю — ничего не помешает ему потом не продлить контракт. Особенно массово смогут переводить на такие договоры представителей творческих профессий, научных работников, журналистов и т. д.», — говорит нам эксперт по социальным вопросам Андрей Павловский.
Издания для кадровиков
Анастасия Кучкина, Денис Вергун