Работников Государственной службы труда начинают бояться больше, чем налоговиков. За два месяца 2017 года служащие этого ведомства уже выписали бизнесменам рекордные штрафы: на 88 тыс. грн. — владельцу магазина за двух не оформленных работников и на 320 тыс. грн. — за препятствование проведению проверок по соблюдению трудового законодательства.
Количество проверок и штрафов растет с каждым днем. Хотя и не все из них заканчиваются плачевно для компаний.
«Нашему клиенту звонили с вопросами относительно зарплат, которые ниже новой минималки. Инспектору объяснили, что специфика бизнеса не предполагает полной занятости сотрудников. И предложил лично посетить офис. Инспектора ответ удовлетворил», — рассказал управляющий партнер ЮФ «Можаев и партнеры» адвокат Михаил Можаев.
Приходят ночью и «по заказу»
Но негативных отзывов о проверках все же больше, чем позитивных. «Странные» визиты инспекторов Госслужбы труда уже выносятся и на обсуждение профильных ассоциаций. Неделю назад на совещании в Федерации работодателей Украины с представителями ВР, КМ, бизнеса, обсуждался прецедент с проверками во внеурочное время.
«Как рассказал представитель стройкомпании, одну из их площадок ночью посетил инспектор. Когда охранник нанятой фирмы, отказался допустить его на стройку, инспектор выписал штраф на 320 тыс. грн. за недопуск к проверке. Потом долго разбирались и штраф сняли. Но сам прецедент удивляет», — отметил управляющий партнер АО «Suprema Lex» Виктор Мороз.
Он рассказал, что зафиксирована также попытка рейдерского захвата предприятия с помощью инспектора. Тот, используя свою «корочку» и бланки Госинспекции, пытался изъять документы в пользу одного из собственников предприятия.
«Якобы, по жалобе инициатора корпоративного спора на предприятие пришел инспектор с официальными бумагами и требовал предоставления десятков видов документов, угрожая огромными штрафами. Этот работник явился по договоренности с зачинщиком конфликта. Пока все оформляли, доказывали отсутствие нарушений, работа предприятия была парализована. С использованием проверки от Госинспекции труда с целью рейдерского захвата столкнулся впервые», — рассказал Мороз.
Всесильные инспектора
Усиление позиций Госслужбы по вопросам труда связано со стремлением Кабмина обелить зарплаты, для чего важен контроль за числом и оформлением работников. Для эффективности выявления «теневиков» повысили минималку, в конце 2016 года приняли закон, которым вернули проведение проверок местными органами самоуправления, Кабмин обновил Порядок действий Госслужбы по вопросам труда, согласно которому и проводятся проверки. Как отметил Виктор Мороз, трудовые инспекторы могут привлекать силовые органы: налоговиков, таможенников, полицию и СБУ.
«Госслужба труда может и делегировать полномочия по проверкам работникам местных органов власти из-за недостатка своего персонала», — уточнил управляющий партнер юридической фирмы Pravovest Глеб Сегида.
При этом, «помощники» трудовых инспекторов могут только вести проверки, а налагать штрафы имеет право только Государственная служба по вопросам труда.
По плану проверять предприятие «трудовые инспекторы» могут один раз в 1–5 лет, в зависимости от рисковости компании. А во внеплановых проверках, понятно, никакой периодичности нет.
«Нельзя лишь устраивать проверку чаще одного раза в год по одному и тому же поводу», — добавил Глеб Сегида.
Внеплановые рейды стартуют по жалобам потребителей или сотрудников, заявлению самой компании, или в качестве перекрестной проверки контрагентов. Также в перечне оснований:
Весь перечень оснований есть в законах об охране труда и об основах госнадзора в хоздеятельности для проверок Госслужбой труда. Этот список должен был хоть как-то ограничивать возможности проверяющих, но на практике, уверяет адвокат Виктор Мороз, перечень не является исчерпывающим.
«Используется международное законодательство — Конвенция международной организации труда, согласно которой проверяющие не обязаны раскрывать источник проведения проверки. Это значит, что инспектор по труду может от себя написать «провести проверку». Ведь в перечне оснований отсутствует ссылка на то, что список является исчерпывающим. Поэтому любое другое основание также можно подтянуть», — утверждает Виктор Мороз.
Обманули с мораторием
В ноябре 2016 года ВР продлила мораторий на проверки бизнеса до конца 2017 года. Но при этом, напоминают юристы, список госструктур, которые все же могут контролировать предпринимателей, оставили, просто сократив его вдвое — до 70 учреждений.
Поэтому, чтобы не нарваться на штрафы, эксперты советуют максимально привести в порядок всю трудовую документацию: штатные расписания, приказы и договора с работниками, правила трудового распорядка, коллективные договора, тарифную сетку. Каждый работник должен быть как-то учтен, работать вообще без оформление трудовых отношений становится реально опасно.
«Переведите сотрудников хотя бы на гражданско-правовые отношения. Если есть гражданско-правовой договор или договор подряда, акты работ по ним, то юристам будет легче отстаивать позиции. Можно отступить от минималки через тарифную сетку предприятия, указав, что зарплата за какое-то время/работу, например, составляет 25% от минимального уровня по стране. Может сисадмин проверил все компьютеры за 2 часа работы и — свободен. Почему ему должны платить 3200», — объяснил Виктор Мороз.
Вторая рекомендация юристов — разъяснить сотрудникам правила поведения при проверках: работники не обязаны подписывать бумаги и заявления, и могут не давать никакие объяснения при опросах. Как уточнили юристы, даже в рамках уголовного производства можно отказаться от дачи показаний, если это касается человека и его семьи. Тем более, что статья 63 Конституции, по которой лицо не несет ответственности за отказ давать объяснения в отношении себя, членов семьи или близких родственников, распространяется на все пояснения.
«Нет обязанности отвечать. За это ничего не будет. Проверяющим надо делать показатели, и они склонны пренебрегать правами, устраивая провокации», — предупредил Михаил Можаев.
Если предприниматели не подстрахуются заранее, то минимум, что их ждет — это штрафы:
Издания для кадровиков
Вита Филонич