«Серая» зарплата — полулегальный заработок: человек трудоустроен официально; одну часть дохода получает по-белому со всеми законными взносами, а вторую — без уплаты социально-налоговых отчислений (конверт).
«Черная» зарплата не предполагает ни официального оформления работника, ни социальных/налоговых отчислений. 100% оплаты — в конверте.
Работники, получающие «серую» зарплату, лишаются части социальных, финансовых гарантий во время работы, а также — при выходе на пенсию.
Работая по «серым» схемам, человеку светит:
- Получение лишь «белой» части заработка при конфликте с работодателем (если он нечистоплотен).
- Неполучение полного объема отпускных, расчетных при увольнении.
- Неоплата больничного листа.
- Почти полное лишение социальных гарантий при сокращении.
- Проблемы с получением банковских кредитов, выдачей виз без нормальной справки о доходах.
- Отказ в выплатах, связанных с сокращением, обучением, рождением ребенка.
- Угроза потери компенсации при травматизме.
- Пристальное внимание со стороны налоговой службы, уголовная ответственность (пока не предусмотрена, но возможность ее введения не раз дискутировалась последние годы).
Люди же, которые вообще не оформляются, трудясь за «черную» зарплату, каждый день рискуют остаться без работы, не получить заслуженных денег. О финансово-социальном обеспечении вообще говорить не приходится.
При этом, обе категории граждан (получающие «серую» либо «черную» зарплату), даже того не осознавая, живут с постоянным стрессом, настаивает действительный член Европейской профессиональной психотерапевтической лиги Наталья Кухтина.
У человека подсознательно вырабатывается чувство вины из-за нарушения правил. Чтобы остаться с работой, он не может их не нарушать, говорит психолог. Такой двойной стандарт провоцирует внутренний конфликт, формирует чувство безответственности: как по отношению к работе, так и по отношению человека к самому себе. Это отражается на качестве работы.
«Конечно, человек снимает с себя ответственность за выполняемую работу, что плохо для работодателя. Но сам работник тоже страдает. Он не удовлетворен собой, своим положением. Может испытывать дискомфорт от не до конца качественно выполненного задания, может падать самооценка сотрудника. Человек не чувствует себя ответственным за свою работу, жизнь, будущее, пенсию: от него ничего не зависит», — подчеркнула Кухтина.
А страх потерять даже такую работу (с «серыми» или «черными» заработками) приводит к зависимости от работодателя, убивает любую инициативу к улучшению. Это ведет к напряженным отношениям на рабочем месте, к проблемам дома.
Судебное отстаивание прав
По полной бесправность человека ощущается, если доходит до спорных ситуаций с работодателем, которые завершаются судебными разбирательствами. Доказать факт «серых» зарплат сложно, а «черных» — почти невозможно. Самые проигрышные споры — когда конфликт работника с работодателем возникает после расторжения трудовых правоотношений. Пока человек получает зарплату регулярно, ее размер отвечает оговоренному, он не задумывается о том, а надо ли будет когда-нибудь доказывать, что часть суммы получал неофициально.
За год украинские суды рассматривают около пары сотен дел, касающихся споров по «серым» или «черным» зарплатам — в конвертах. Львиная доля из них — иски граждан к своим работодателям, утверждает управляющий партнер адвокатского объединения «Suprema Lex», адвокат Виктор Мороз. Как показывает судебная практика, доказать свое право на получение средств людям удается не всегда.
«Практика разнообразная, решения противоречивы. Единого мнения в Высшем суде нет: судебные вердикты разнятся зависимо от регионов. По схожим искам выносятся противоположные решения», — констатировал Виктор Мороз.
Многое зависит от мнения судьи, от его интерпретации конкретных обстоятельств дела, от отношений судьи с априори более сильной стороной — работодателем.
При отсутствии оформления трудового договора суд не признает, что между сторонами были трудовые правоотношения. Финал — отказ в удовлетворении иска. Когда же есть расписки, платежные ведомости — обращение в суд оправдано: вероятность признания заключения гражданско-правового договора между сторонами достаточно высока.
«Сотруднику необходимо собрать доказательства того, какую именно сумму он получал. При наличии таких доказательств можно обращаться в суд», — посоветовал юрист ЮФ «Кушнир, Якимяк и партнеры» Юлия Василенко.
Один из вариантов отстаивания прав — обращение к органам национальной полиции с заявлением об уголовном правонарушении, предусмотренном ст. 172 УК Украины. Доказательством будут показания свидетелей, которые подтвердят факт работы на конкретного работодателя, другие письменные доказательства (расписки о задолженности; подтверждающие ознакомление с техникой безопасности, правилами внутреннего распорядка документы; доверенности на получение товарно-материальных ценностей), а также документы из налоговой, органов социального страхования, констатирует партнер ЮФ «КПД Консалтинг» Кирилл Казак.
«При уголовном производстве можно требовать возмещения убытков. Или возможно отдельно обращаться с иском в порядке гражданского судопроизводства, поскольку будет доказан факт наличия именно трудовых правоотношений», — советует Казак.
Также можно пытаться защититься, обратившись в органы фискальной службы, описав нарушение работодателем налоговой дисциплины и нарушение трудовых прав работников. Не стоит игнорировать возможности других органов, например, центров занятости, советует юрист.
Тяжбы с налоговиками
Судебных исков со стороны налоговиков к работодателям по фактам неофициального трудоустройства и зарплат в конвертах («серых» или «черных») пока мало, подчеркивает адвокат Виктор Мороз. По его словам, налоговики стараются решать такие вопросы через административные предписания и налоговые уведомления-решения. Эта ситуация со временем будет меняться.
Постоянная риторика власти о необходимости выведения зарплат из тени, решение о повышении «минималки» до 3200 грн. ради увеличения социальных и налоговых отчислений, появление информации о том, что Кабмин готовит постановление о создании мобильных групп при местных органах власти для проверки наличия официального трудоустройства работников — все это говорит о настрое власти на ужесточении требований, о реальных планах борьбы с «серыми» и «черными» зарплатами.
«Могут быть созданы мобильные группы при местных органах власти, которые собираются осуществлять подобные проверки. Как говорили предприниматели, какие-то проверки были. Их могут проводить представители налоговой и Минсоцполитики. Должно готовиться или уже готовится постановление Правительства под это», — рассказала вице-президент УСПП по вопросам налоговой политики Юлия Дроговоз.
Первые реальные намеки на борьбу с теневыми зарплатами появились при премьере Азарове и министре соцполитики Тигипко. В то время предприниматели жаловались, что налоговая пыталась бороться с «уклонением», расспрашивая сотрудников о получаемых зарплатах, сверяя их сведения с данными по бухгалтерии. И тогда же активизировались разговоры о том, что за предоставление неверной информации будет предусмотрена ответственность, наказание для сотрудников, получающих неофициальную («серую» либо «черную») зарплату.
Сегодня подобные идеи тоже периодически высказываются экспертами, представителями власти. Но реализации на бумаге они еще не получили, как и идеи «косвенных» методов сопоставления доходов с расходами граждан. Пока ответственность за неофициальные зарплаты несут только работодатели: являясь налоговым агентом, они обязаны удерживать все платежи по заработным платам.
«Из сумм, выдаваемых работнику на руки, налоги должны быть уже удержаны. Сотрудник, получая эти средства от уполномоченного в организации лица, никаких законов не нарушает. Неудобство для работника состоит в том, что он не может самостоятельно проверить, заплатил ли работодатель налоги, прочие отчисления», — подчеркнула юрист Юлия Василенко.
Вита Филонич