ВСУ в постановлении от 21.09.2016 г. № 6-933цс16 высказал правовую позицию по делу о возмещении вреда, причиненного дорожно-транспортным происшествием по иску потерпевших от ДТП к предприятию-собственнику автомобиля, водитель которого виновен в ДТП.
При рассмотрении была сформирована следующая правовая позиция.
В соответствии с частью первой статьи 1172 ГК юридическое или физическое лицо возмещает вред, причиненный их работником при выполнении им своих трудовых (служебных) обязанностей.
Следовательно, ответственность юридического или физического лица наступает только в случаях, когда лицо, по вине которого причинен вред, находится с этим юридическим или физическим лицом в трудовых отношениях, и ущерб причинен им в связи с выполнением трудовых (служебных) обязанностей.
При этом под выполнением работником своих трудовых (служебных) обязанностей понимается выполнение им работы, обусловленной трудовым договором (контрактом), должностными инструкциями, а также работы, которая хотя и выходит за пределы трудового договора или должностной инструкции, но поручается юридическим или физическим лицом или вызвана необходимостью как на территории работодателя, так и за ее пределами. Это могут быть действия производственного, хозяйственного, технического и иного характера, совершение которых непосредственно входит в служебные обязанности работника.
К таким выводам по применению положений статьи 1172 ГК ВСУ пришел в постановлении от 28.01.2015 г. по делу № 6-229цс14, предоставленном заявителем для сравнения.
В пересматриваемом деле суды не установили, осуществлял ли водитель при совершении этого ДТП, свои трудовые (служебные) обязанности, что имеет значение для правильного разрешения дела. Так как выводы судов были сделаны без учета указанных требований закона, ВСУ направил дело на рассмотрение первой инстанции.