Общественность и эксперты продолжают активно обсуждать постановление Верховной Рады от 22.02.2014 г. № 750-VII, пунктом 1 которого ВР постановила считать действующим на территории Украины положения Конституции Украины в редакции 28 июня 1996 года, с изменениями и дополнениями, внесенными законами Украины от 8 декабря 2004 года № 2222-IV, от 1 февраля 2011 года № 2952-VI, от 19 сентября 2013 года № 586-VII.
Из преамбулы постановления № 750-VII следует, что ВР признает решение Конституционного Суда от 30 сентября 2010 года и действует во исполнение пункта 3 его резолютивной части, отмечает Андрей Селютин, адвокат, советник, глава Южно-украинского отделения АО Arzinger. Этим пунктом КСУ возложил на органы государственной власти обязанность неотложного исполнения данного решения в отношении приведения нормативно-правовых актов в соответствие с Конституцией от 28 июня 1996 года в редакции, существовавшей до внесения изменений Законом № 2222-IV. Верховная Рада толкует этот пункт таким образом, что решение КСУ является основанием для внесения изменений в Конституцию в соответствии с процедурой, предусмотренной разделом XIII Конституции Украины, а исключительным правом на это обладает Верховная Рада.
Таким образом, отмечает А.Селютин, постановление не может рассматриваться как внесение изменений в Конституцию Украины, поскольку нарушение конституционной процедуры в таком случае было бы очевидно. Постановление № 750-VII также нельзя рассматривать как принятие новой Конституции, поскольку Конституция может быть введена в действие только законом, да и в самом постановлении неоднократно повторяется ссылка именно на действующую Конституцию, и при этом нигде не указывается, что она утрачивает силу.
По мнению юриста, постановление является актом толкования решения КСУ и одновременно актом о начале его исполнения. На это, в частности, указывают временные рамки действия постановления № 750-VII: с момента принятия до момента вступления в силу Закона Украины «О восстановлении действия отдельных положений Конституции Украины» от 21 февраля 2014 года № 742-VII. «Если так, то Верховная Рада, по сути, спорит с Конституционным Судом по вопросу о правовых последствиях решений последнего. (Конституционный Суд в решении от 30 сентября 2010 года указал, что признание неконституционным Закона № 2222-IV влечет за собой восстановление Конституции в редакции, которая действовала до его принятия)», — отмечает А. Селютин.
Может ли это послужить основанием для признания постановления № 750-VII неконституционным? Вопрос спорный, считает юрист, ведь понятия «толкование (разъяснение) решения Конституционного Суда» в законодательстве нет, а, следовательно, нет и полномочий по такому толкованию.
Если исходить из того, что органы государственной власти действуют только в рамках полномочий, предусмотренных Конституцией и законами (ст. 19 Конституции), то толкование решения КСУ Верховной Радой является превышением полномочий последней. Однако установить это может только сам Конституционный Суд.
При этом А. Селютин обращает внимание, что законопроект № 4163 «О восстановлении действия отдельных положений Конституции Украины» не предполагает восстановление редакции Конституции Украины, которая действовала до принятия Закона № 2222-IV, а напротив, дублирует его положения.