Мониторинг Уполномоченного Верховной Рады Украины по правам человека и обращения граждан к Уполномоченному показали наличие нарушений конституционных прав граждан на социальную защиту в случае потери кормильца. Суть выявленной проблемы заключается в практическом применении норм ст. 33 Закона «Об общеобязательном государственном социальном страховании от несчастного случая на производстве и профессионального заболевания, которые повлекли потерю работоспособности», которая предусматривает определение права на получение ежемесячных страховых выплат в случае смерти потерпевшего от несчастного случая на производстве или профессионального заболевания лиц, находившихся на иждивении умершего или имевших на день его смерти право на получение от него содержания.
В частности, согласно положениям указанной статьи, право на получение страховых выплат в случае смерти пострадавшего имеют жена (муж) или один из родителей умершего или другой член семьи, если он не работает и ухаживает за детьми, братьями, сестрами или внуками потерпевшего, не достигшими 8-летнего возраста.
Фонд соцстрахования не признает право на получение страховых выплат в случае смерти пострадавшего лиц (в том числе, супруги), которые находятся в трудовых отношениях с предприятием, но при этом находятся в социальном отпуске по уходу за ребенком до достижения им 3-летнего возраста или в отпуске без сохранения заработной платы до достижения ребенком 6-летнего возраста — из-за того, что последние имеют статус работающего человека.
По мнению Уполномоченного по правам человека, безосновательно считать указанную категорию лиц не находящейся на иждивении потерпевшего кормильца, поскольку работающие лица, которые находятся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им 3-летнего возраста, получают социальную помощь, размер которой является недостаточным для обеспечения их права на достаточный жизненный уровень. Во время пребывания в отпуске по уходу за ребенком до достижения им 6-летнего возраста лицо, осуществляющее уход за ребенком, вообще никаких доходов не получает, поскольку указанный отпуск предоставляется без сохранения заработной платы.
Позицию омбудсмана поддержало Минсоцполитики — им указано, что в данном случае не следует отождествлять понятия «пребывание в трудовых отношениях» (трудовой договор не расторгнут) с понятием «работает» или «не работает». Поскольку жена умершего фактически не работает, не имеет заработной платы, а лишь получает социальную помощь, которую в любом случае нельзя считать основным источником существования, ее следует считать содержанкой.
С целью обеспечения гарантированного ст. 46 Конституции Украины права граждан на социальную защиту в случае потери кормильца, руководству Госинспекции Украины по вопросам труда направлено обращение о принятии мер государственного надзора с целью обеспечения социальных прав указанной категории граждан при проведении проверок рабочих органов Фонда социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний Украины.
По информации пресс-службы омбудсмана