Головна  Карта сайту  Розміщення реклами на порталі

СПІЛЬНОТА КАДРОВИКІВ І ФАХІВЦІВ З УПРАВЛІННЯ ПЕРСОНАЛОМ
Ласкаво просимо
  Новини
  Бібліотека статей
  Нормативна база
  Зразки документів
  Виробничий календар
  Книжкова полиця
  Хто є хто
  Глосарій
  Розміщення реклами
  Наші партнери
  Форум
Нові матеріали
Підписатися на розсилку





Facebook
Реклама
Реклама
Поди туда — не знаю куда, принеси то — не знаю что. Сказка для топ-менеджеров. Часть 2
Новини
11.11.2013
Поди туда — не знаю куда, принеси то — не знаю что. Сказка для топ-менеджеров. Часть 2
 

Часть 1

Позарился царь на жену Андрея-стрелка, да отправил его туда — не знаю куда, принести то — не знаю что. Задание оказалось не по зубам консультанту Марье-царевне, так что пришлось нашему горемычному предпринимателю отправиться в дальний путь. Что его ожидает дальше?

В обработке А. Н. Толстого

Вступление

Если следовать «теории сказки», разработанной Владимиром Проппом*, то любая сказка должна завершится если не первым испытанием для героя сказки, то вторым. Особенность сказки «Поди туда — не знаю куда …» в том, что в ней есть третье испытание. Это наводит нас на мысль, что автор сказки имел веские причины нарушить сказочные каноны. Предполагаем, что эта часть дописана с какой-то особой целью поздним переписчиком. Более того, быть может, этот переписчик вообще чужой, «ненашенский». В связи с вышесказанным для удобства вместо слов «автор сказки» мы будем использовать далее термин «переписчик».

Напомним, что первая часть сказки закончилась уже второй победой Андрея-стрелка и вторым поражением царя. Царский советник должен был Андрея извести, придумав для него невыполнимое задание, чтобы царь смог завладеть Марьей-царевной. Таким вторым заданием (с первым заданием Андрей успешно справился) было принести кота Баюна. Андрей кота принес: «Андрей кота унял и в клетку запер, а сам пошел домой, к Марье-царевне. Живет-поживает, тешится с молодой женой».

Часть 2

А царя еще пуще знобит зазноба сердечная. Опять призвал он советника:
— Что хочешь придумай, изведи Андрея-стрелка, не то мой меч — твоя голова с плеч.
Царский советник идет прямо в кабак, нашел там кабацкую теребень в рваном кафтанишке и просит его выручить, на ум навести.

Итак, начинается заключительный третий раунд двух консультантов по управлению: кабацкая теребень (как выяснилось в первой части сказки, кабацкая теребень — специалист по стратегическому управлению) против Марьи-царевны.
Кстати говоря, отметим, что переписчик сказки подчеркивает плохую одежду кабацкой теребени: это он делает явный намек с издевочкой, что дела у консультантов по управлению на Руси идут очень плохо — не пользуются их услуги устойчивым спросом, потому мало зарабатывают и плохо одеваются.

Кабацкая теребень стаканчик вина выпил, усы вытер.
— Ступай, — говорит, — к царю и скажи: пусть пошлет Андрея-стрелка туда — не знаю куда, принести то — не знаю что. Этой задачи Андрей во веки веков не выполнит и назад не вернется.

Да, похоже, мы отгадали: «не знаю куда» можно ходить только по просторам необъятной Руси. А «не знаю что» — это ирония над нашими многолетними исканиями национальной идеи. Мы отгадали: переписчик нарушил каноны волшебной сказки и добавил третье испытание для Андрея, чтобы таким хитрым способом протащить в печать голословную критику нашей страны и царящих в ней замечательных порядков.

Советник побежал к царю и все ему доложил. Царь посылает за Андреем.
— Сослужил ты мне две службы, сослужи третью: сходи туда — не знаю куда, принеси то — не знаю что. Сослужишь — награжу по-царски, а не то мой меч — твоя голова с плеч.
Пришел Андрей домой, сел на лавку и заплакал.

Отметим, что переписчик показывает нам Андрея-стрелка если не плаксой, то нытиком!

Марья-царевна его спрашивает:
— Что, милый, невесел? Или еще невзгода какая?
— Эх, — говорит. — Через твою красу все напасти несу! Велел мне царь идти туда — не знаю куда, принести то — не знаю что.

Ну вот, уже в самом начале неканонического волшебного приключения нам представляют Андрея-стрелка как плохого менеджера (а в первых двух приключениях он был реально молодец). И, таким образом, в лице Андрея-стрелка продергивают и всех современных менеджеров нашей замечательной страны.
Известно, что настоящий менеджмент начинается тогда, когда при возникновении проблемы усилия тратятся на то, чтобы эту проблему решить. А вот когда начинают искать виноватого, это уже «не менеджмент, а кухня». Тем более что на самом деле виновный есть, но он всегда один — высший руководитель бизнеса. Андрей же винит Марью-царевну в своей проблеме. Ладно, простим переписчика сказки: действительно, даже высшие руководители нашей страны постоянно допускают такие промахи — вместо решения проблем ищут виноватого.

— Вот это служба так служба! Ну ничего, ложись спать, утро вечера мудренее.
Марья-царевна дождалась ночи, развернула волшебную книгу, читала, читала, бросила книгу и за голову схватилась: про цареву загадку в книге ничего не сказано.

Похоже, что кабацкая теребень задала задачку, которую в книгу по стратегическому менеджменту на тот момент еще не вписали, эрудиция Марье-царевне также в этот раз не помогает.

Марья-царевна вышла на крыльцо, вынула платочек и махнула. Налетели всякие птицы, набежали всякие звери.
Марья-царевна их спрашивает:
— Звери лесные, птицы поднебесные, вы, звери, всюду рыскаете, вы, птицы, всюду летаете, не слыхали ль, как дойти туда — не знаю куда, принести то — не знаю что?
Звери и птицы ответили:
— Нет, Марья-царевна, мы про то не слыхивали.
Марья-царевна махнула платочком — звери и птицы пропали, как не бывали.

Здесь явный намек на ухудшение экологии в нашей стране в нынешнее время: и птицы, и звери — все пропали. Однако, на себя бы посмотрел переписчик (судя по всему, он из западной державы) — у них самих многие животные остались только в Красной книге, да и то лишь на картинках.

Махнула в другой раз — появились перед ней два великана:
— Что угодно? Что надобно?
— Слуги мои верные, отнесите меня на середину Океан-моря.
Подхватили великаны Марью-царевну, отнесли на Океан-море и стали на середине, на самой пучине, сами стоят, как столбы, а ее на руках держат. Марья-царевна махнула платочком, и приплыли к ней все гады и рыбы морские.
— Вы, гады и рыбы морские, вы везде плаваете, на всех островах бываете, не слыхали ль, как дойти туда — не знаю куда, принести то — не знаю что?
— Нет, Марья-царевна, мы про то не слыхали.

Итак, Марья-царевна пыталась обратится к чужому опыту, в книги еще не попавшему, но опять «засада» — информации по нужной теме еще ни у кого нет. Даже у рыб из (из-за) океана.

Закручинилась Марья-царевна и велела отнести себя домой. Великаны подхватили ее, принесли на Андреев двор, поставили у крыльца.
Утром рано Марья-царевна собрала Андрея в дорогу и дала ему клубок ниток и вышитую ширинку.
— Брось клубок перед собой, — куда он покатится, туда и ты иди. Да смотри, куда бы ни пришел, будешь умываться, чужой ширинкой не утирайся, а утирайся моей.

Мы отмечали в первой части сказки юридическую подкованность Марьи-царевны. Здесь следует отметить другое ее достоинство — грамотное отношение к личной гигиене — Марья рекомендует Андрею-стрелку чужими полотенцами не вытираться. Приятно, что переписчик сказки не искажает реальные факты — не подкрепляет своим рассказом распространяемую по всему мире ложную легенду о русском свинстве — даже бани на Руси известны издревле.

Андрей попрощался с Марьей-царевной, поклонился на четыре стороны и пошел за заставу. Бросил клубок перед собой, клубок покатился — катится да катится, Андрей идет за ним следом.

Обратим здесь внимание на то, что Марья-царевна отправила Андрея-стрелка до некоторой пока неизвестной цели — куда клубок покатится.

Скоро сказка сказывается, не скоро дело делается. Много царств и земель прошел Андрей. Клубок катится, нитка от него тянется. Стал клубок маленький, с куриную головочку; вот уж до чего стал маленький, не видно и на дороге. Дошел Андрей до леса, видит — стоит избушка на курьих ножках.
— Избушка, избушка, повернись ко мне передом, к лесу задом!
Избушка повернулась, Андрей вошел и видит — на лавке сидит седая старуха, прядет кудель.
— Фу, фу, русского духу слыхом не слыхано, видом не видано, а нынче русский дух сам пришел! Вот изжарю тебя в печи да съем и на косточках покатаюсь.

Ну вот здесь переписчик оттягивается по полной. Он описывает очень низкий сервис нашего лесного пансионата, специализирующегося на экологическом туризме, где директорствует баба-яга. Но согласимся. Да, действительно, в целом, описание в сказке соответствует существующему на сегодня у нас повсеместно «беззвездочному сервису». Однако переписчик забыл, что нынче новая мода на экстремальный туризм. Многие начинают предпочитать размеренному отдыху с безукоризненным сервисом необычное расслабление — например, проведении своего долгожданного отпуска по немалому тарифу турфирмы в настоящей тюрьме. А в нашей стране можно получить бесплатную дозу экстрима в любом местном пансионате — разве это не здорово? Потому наш ужасный сервис всегда можно рассматривать как своего рода бонус каждому отдыхающему (так, если вы в номере люкс местного пансионата встретите ложки и вилки со специально просверленными в них дырками — на случай, чтобы отдыхающие не утащили их на сувениры, вы себя легко почувствуете владельцами отмеченного бонуса).

Андрей отвечает старухе:
— Что ты, старая баба-яга, станешь есть дорожного человека! Дорожный человек костоват и черен, ты наперед баньку истопи, меня вымой, выпари, тогда и ешь.
Баба-яга истопила баньку. Андрей выпарился, вымылся, достал женину ширинку и стал ею утираться.
Баба-яга спрашивает:
— Откуда у тебя ширинка? Ее моя дочь вышивала.
— Твоя дочь мне жена, мне и ширинку дала.
— Ах, зять возлюбленный, чем же мне тебя потчевать?
Тут баба-яга собрала ужин, наставила всяких кушаньев, вин и медов. Андрей не чванится — сел за стол, давай уплетать. Баба-яга села рядом. Он ест, она выспрашивает: как он на Марье-царевне женился да живут ли они хорошо?

Оказывается и мы «можем, когда захочем». Правда переписчик намекает, что для получения хорошего сервиса в нашей стране нужно, чтобы заведующей местного пансионата был бы ваш родственник или, в крайнем случае, родственник близкого знакомого.
Отметим к слову, что в процессе своего длинного пути Андрей накапливает разнообразный опыт, в данном случае переговорный опыт с непростым собеседником — бабой Ягой, пожелавшей сначала им полакомиться.

Андрей все рассказал: как женился и как царь послал его туда — не знаю куда, добыть то — не знаю что.
— Вот бы ты помогла мне, бабушка!

Андрей, как мы отмечали в комментариях к первой части сказки, действительно имеет с Марье-царевной только деловые отношения. Иначе как вам понравится такое — бабу Ягу, причем не просто женщину, обычно скрывающую свой возраст, а еще и тещу — бабушкой называть. Тут не только скандала не оберешься, можно действительно в печку попасть. К переписчику претензий здесь нет — описывает факты правильно.

— Ах, зятюшка, ведь про это диво дивное даже я не слыхивала. Знает про это одна старая лягушка, живет она в болоте триста лет… Ну ничего, ложись спать, утро вечера мудренее.
Андрей лег спать, а баба-яга взяла два голика**, полетела на болото и стала звать:
— Бабушка, лягушка-скакушка, жива ли?
— Жива.
— Выдь ко мне из болота.
Старая лягушка вышла из болота, баба-яга ее спрашивает:
— Знаешь ли, где то — не знаю что?
— Знаю.
— Укажи, сделай милость. Зятю моему дана служба: пойти туда — не знаю куда, взять то — не знаю что.
Лягушка отвечает:
— Я б его проводила, да больно стара, мне туда не допрыгать. Донесет твой зять меня в парном молоке до огненной реки, тогда скажу.

Да, Марья-царевна да и мы с вами, уважаемые коллеги, думали, что средство стратегическое под названием «неизвестно где и неизвестно что» — совсем новое, потому в книги не попало, и опыта пока мало у кого есть. А оказывается, известно оно было как минимум более 300 лет назад: пожилая лягушка-квакушка о нем знала.

Баба-яга взяла лягушку-скакушку, полетела домой, надоила молока в горшок, посадила туда лягушку и утром рано разбудила Андрея:
— Ну, зять дорогой, одевайся, возьми горшок с парным молоком, в молоке — лягушка, да садись на моего коня, он тебя довезет до огненной реки. Там коня брось и вынимай из горшка лягушку, она тебе скажет.
Андрей оделся, взял горшок, сел на коня Бабы-яги. Долго ли, коротко ли, конь домчал его до огненной реки. Через нее ни зверь не перескочит, ни птица не перелетит.
Андрей слез с коня, лягушка ему говорит:
— Вынь меня, добрый молодец, из горшка, надо нам через реку переправиться.
Андрей вынул лягушку из горшка и пустил наземь.
— Ну, добрый молодец, теперь садись мне на спину.
— Что ты, бабушка, эка маленькая, чай, я тебя задавлю.
— Не бойся, не задавишь. Садись да держись крепче.

Все-то у нас спорят — стоит ли на работу брать людей пожилого возраста. А вот сказка дает положительный пример: мало того, что старая лягушка много знает, она еще много может, если захочет. Полезный совет для топ-менеджеров, пока отказывающих в приеме на работу тем, кому за пятьдесят.
Правда есть у меня предположение, что не любящий нашу страну переписчик сказки в этом месте намекает на неудавшуюся у нас пенсионную реформу и недалекое время, когда пенсионный возраст нам всем увеличат. Но мне кажется, что он здесь немного преувеличивает, отмечая, что речь идет о возможном увеличении пенсионного возраста россиян в нашей стране до 300 лет.

Андрей сел на лягушку-скакушку. Начала она дуться. Дулась, дулась — сделалась словно копна сена.
— Крепко ли держишься?
— Крепко, бабушка.
Опять лягушка дулась, дулась — сделалась еще больше, словно стог сена.
— Крепко ли держишься?
— Крепко, бабушка.
Опять она дулась, дулась — стала выше темного леса, да как скакнет — и перепрыгнула через огненную реку, перенесла Андрея на тот берег и сделалась опять маленькой.
— Иди, добрый молодец, по этой тропинке, увидишь терем — не терем, избу — не избу, сарай — не сарай, заходи туда и становись за печью. Там найдешь то — не знаю что.

Ну вот, наш герой почти у цели. Но и здесь переписчик не удержался от критики: плохое качество избушки, где живет «не знаю что» — это, судя по всему, описание еще сохранившегося у нас большого количества ветхого фонда, где дома действительно похожи на сараи. Критик ядовитый — видит только плохое, не замечает наших новостроек.

Андрей пошел по тропинке, видит: старая изба — не изба, тыном обнесена, без окон, без крыльца. Он туда вошел и спрятался за печью.
Вот немного погодя застучало, загремело по лесу, и входит в избу мужичок с ноготок, борода с локоток, да как крикнет:
— Эй, сват Наум, есть хочу!
Только крикнул — откуда ни возьмись появляется стол накрытый, на нем бочонок пива да бык печеный, в боку нож точеный. Мужичок с ноготок, борода с локоток, сел возле быка, вынул нож точеный, начал мясо порезывать, в чеснок помакивать, покушивать да похваливать.
Обработал быка до последней косточки, выпил целый бочонок пива.
— Эй, сват Наум, убери объедки!
И вдруг стол пропал, как и не бывало, — ни костей, ни бочонка…

Здесь, как видим, переписчик сильно искажает факты. Он нам явно говорит о том, что «не знаю что» хранится у мужичка небольшого росточка с большой бородой, намекая, таким образом, на Карла Маркса и его манифест коммунистической партии, еще недавно изучавшийся в нашей стране. Об этом свидетельствует и сам термин «не знаю что», в свою очередь говорящий, что речь идет о призраке. Действительно, известная фраза «Призрак ходит по Европе — призрак коммунизма…» — это начало манифеста коммунистической партии. Но, однако, переписчик допускает здесь большую ошибку: известно, что Маркса кормил не призрак, а вполне приличный господин — его соратник и друг Фридрих Энгельс.

Андрей дождался, когда уйдет мужичок с ноготок, вышел из-за печки, набрался смелости и позвал:
— Сват Наум, покорми меня…
Только позвал — откуда ни возьмись появился стол, на нем разные кушанья, закуски и заедки, вина и меды.
Андрей сел за стол и говорит:
— Сват Наум, садись, брат, со мной, станем есть-пить вместе.
Отвечает ему невидимый голос:
— Спасибо тебе, добрый человек! Столько лет я здесь служу,— горелой корки не видывал, а ты меня за стол посадил.

С этого места переписчик снова возвращается в лоно фактов. Он отмечает, что «не знаю что» — это вполне конкретная штука и положительно относится к хорошему отношению.

Смотрит Андрей и удивляется: никого не видно, а кушанья со стола словно кто метелкой сметает, вина и меды сами в рюмку наливаются — рюмка скок, скок да скок.
Андрей просит:
— Сват Наум, покажись мне!
— Нет, меня никто не может видеть, я то — не знаю что.

Ну, как отсюда следует, «не знаю что» — вещь мало осязаемая, это тоже приближает нас к разгадке. Вероятно, «не знаю что» — это некое качество, которое не товар, и потому потрогать нельзя.

— Сват Наум, хочешь у меня служить?
— Отчего не хотеть? Ты, я вижу, человек добрый.

Еще одна подсказка — «не знаю что» может быть не только у некоего мужичка с ноготок, а почти у любого. Но готово перебраться к тому, кто будет о «не знаю что» лучше заботится, это особенно ценная подсказка.

Вот они поели. Андрей и говорит:
— Ну, прибирай все да пойдем со мной.
Пошел Андрей из избенки, оглянулся:
— Сват Наум, ты здесь?
— Здесь. Не бойся, я от тебя не отстану.
Дошел Андрей до огненной реки, там его дожидается лягушка:
— Добрый молодец, нашел то — не знаю что?
— Нашел, бабушка.
— Садись на меня.
Андрей опять сел на нее, лягушка начала раздуваться, раздулась, скакнула и перенесла его через огненную реку.
Тут он лягушку-скакушку поблагодарил и пошел путем-дорогой в свое царство. Идет, идет, обернется:
— Сват Наум, ты здесь?
— Здесь. Не бойся, я от тебя не отстану.

Итак, как видим, «не знаю что» хотя и невидимо, но не может жить само по себе, иначе давно бы в лес убежало, живет только при ком-то, это тоже полезная нам подсказка.

Шел, шел Андрей, дорога далека — прибились его резвые ноги, опустились его белые руки.
— Эх, — говорит, — до чего же я уморился!
А сват Наум ему:
— Что же ты мне давно не сказал? Я бы тебя живо на местодоставил.

Ну вот, оказывается, «не знаю что» не только может кормить, но и решать другие разнообразные задачи.

Подхватил Андрея буйный вихрь и понес — горы и леса, города и деревни так внизу и мелькают. Летит Андрей над глубоким морем, и стало ему страшно.
— Сват Наум, передохнуть бы!
Сразу ветер ослаб, и Андрей стал спускаться на море. Глядит — где шумели одни синие волны, появился островок, на островке стоит дворец с золотой крышей, кругом сад прекрасный… Сват Наум говорит Андрею:
— Отдыхай, ешь, пей да на море поглядывай.

Здесь переписчик снова описывает реальные факты — что хотя мы и отстали в современных технологиях, но ускоренно перенимаем западные методы строительства: вот дворец, судя по всему, был построен по-современному быстро — сначала бетонный каркас, затем легкие стены из современных материалов (главное, быстро). Правда, переписчик опять не удержался — написал про то, что дворец построил не сам Андрей, а «не знаю что» — на гастарбайтеров без прописки намекает. Имеет право — есть такая нерешаемая пока у нас проблема.

— Будут плыть мимо три купеческих корабля. Ты купцов зазови да угости, употчевай хорошенько — у них есть три диковинки.
Ты меня променяй на эти диковинки; не бойся, я к тебе назад вернусь.

Ну вот еще полезная подсказка — «не знаю что» может быть у любого, но не у каждого — чем-то таким нужно обладать, чтобы «не знаю что» от тебя не отстало и разнообразные сложные проблемы решало. А если этим нечто не обладаешь — «не знаю что» назад к старому владельцу вернется.

Долго ли, коротко ли, с западной стороны плывут три корабля. Корабельщики увидали остров, на нем дворец с золотой крышей и кругом сад прекрасный.
— Что за чудо? — говорят. — Сколько раз мы тут плавали, ничего, кроме синего моря, не видели. Давай пристанем!
Три корабля бросили якоря, три купца-корабельщика сели на легкую лодочку, поплыли к острову. А уж Андрей-стрелок их встречает:
— Пожалуйте, дорогие гости.
Купцы-корабельщики идут дивуются: на тереме крыша как жар горит, на деревах птицы поют, по дорожкам чудные звери прыгают.
— Скажи, добрый человек, кто здесь выстроил это чудо чудное?
— Мой слуга, сват Наум, в одну ночь построил.

Итак, еще раз отметим — «не знаю что» может помочь любому бизнесу — смотрите, какой дворец отгрохал на зависть купцам.

Андрей повел гостей в терем:
— Эй, сват Наум, собери-ка нам попить, поесть!
Откуда ни возьмись, явился накрытый стол, на нем — вина и кушанья, чего душа захочет. Купцы-корабельщики только ахают.
— Давай, — говорят, — добрый человек, меняться: уступи нам своего слугу, свата Наума, возьми у нас за него любую диковинку.
— Отчего ж не поменяться? А каковы будут ваши диковинки?
Один купец вынимает из-за пазухи дубинку. Ей только скажи: «Ну-ка, дубинка, обломай бока этому человеку!» — дубинка сама начнет колотить, какому хочешь силачу обломает бока.

Здесь даже не намек, а общеизвестной факт. Действительно, русская дубина — это наше исконное оружие, даже для борьбы с Наполеоном помогло. Не француз ли переписчик сказки, случаем?

Другой купец вынимает из-под полы топор, повернул его обухом кверху — топор сам начал тяпать: тяп да ляп — вышел корабль; тяп да ляп — еще корабль. С парусами, с пушками, с храбрыми моряками. Корабли плывут, пушки палят, храбры моряки приказа спрашивают.
Повернул топор обухом вниз — сразу корабли пропали, словно их и не было.

Здесь переписчик намекает на наш огромный военно-промышленный комплекс. А также раскрывает нашу государственную тайну, что даже для ВПК (или как сейчас называют ОПК) продукцию у нас часто делают тяп-ляп.

Третий купец вынул из кармана дудку, задудел — войско появилось: и конница, и пехота, с ружьями, с пушками. Войска идут, музыка гремит, знамена развеваются, всадники скачут, приказа спрашивают.
Купец задудел с другого конца в дудку — нет ничего, все пропало.

Ничего переписчик не пропускает — критикует наши демонстрации. А нам они нравятся!

Андрей-стрелок говорит:
— Хороши ваши диковинки, да моя стоит дороже. Хотите меняться — отдавайте мне за моего слугу, свата Наума, все три диковинки.
— Не много ли будет?
— Как знаете, иначе меняться не стану.
Купцы думали, думали: «На что нам дубинка, топор да дудка? Лучше поменяться, со сватом Наумом будем безо всякой заботы день и ночь и сыты и пьяны».

Итак, Андрей-стрелок неосязаемую вещь (свата Наума) обменял на вполне конкретные вещи. При этом продолжал приобретать бесценный опыт результативных переговоров.

Отдали купцы-корабельщики Андрею дубинку, топор и дудку и кричат:
— Эй, сват Наум, мы тебя берем с собой! Будешь нам служитьверой-правдой?
Отвечает им невидимый голос:
— Отчего не служить? Мне все равно, у кого ни жить.

Итак, подтверждается описание ранее: «не знаю что», в принципе, может быть у любого.

Купцы-корабельщики вернулись на свои корабли и давай пировать — пьют, едят, знай покрикивают:
— Сват Наум, поворачивайся, давай того, давай этого!
Перепились все допьяна, где сидели, там и спать повалились.

Опять переписчик не удержался от критики — про пьянство наше пишет. Да, пьем, но не на чужие ведь, на свои!

А стрелок сидит один в тереме, пригорюнился.
«Эх, — думает, — где-то теперь мой верный слуга, сват Наум?»
— Я здесь. Чего надобно?
Андрей обрадовался:
— Сват Наум, не пора ли нам на родную сторонушку, к молодой жене? Отнеси меня домой.
Опять подхватил Андрея вихрь и понес в его царство, на родную сторону.

Итак, как видим, «не знаю что» имеет свойство, с одной стороны, сохраняться, а с другой, «не прилипать» случайно к другим. Нужны для такого «прилипания» какие-то особые обстоятельства.

А купцы проснулись, и захотелось им опохмелиться:

Судя по всему, переписчик сказки долго жил в нашей стране, все наши государственные тайны узнал: даже главную тайну узнал про то, как «нашенские» люди излечиваются утром после бурного воскресенья.

— Эй, сват Наум, собери-ка нам попить-поесть, живо поворачивайся!
Сколько ни звали, ни кричали, все нет толку. Глядят, и острова нет: на месте его шумят одни синие волны.
Погоревали купцы-корабельщики: «Эх, надул нас недобрый человек!» — да делать нечего, подняли паруса и поплыли, куда им было надобно.


Пришла пора нам разгадать, что такое «не знаю что»

Вспомним, что придумал послать Андрея на поиски «не знаю что» не царский советник, а консультант по стратегическому управлению (в первой части сказки мы видели, что кабацкая теребень придумывал стратегические задания — то миссию царства сформулировать, то научиться преодолевать сопротивление изменениям).

А что самое главное в стратегическом управлении? Конечно же, это долговременные конкурентные преимущества (ДКП).

И что они из себя представляют — не совсем понятно, их же не видно:

  • Теперь становится понятным, почему «не знаю что» находится «не знаю где» (идти за ними приходится «не знаю куда»: в процессе движения даже к не очень четкой цели, фирма «по дороге» к этой цели приобретает ДКП.
  • Например, Андрей-стрелок по дороге к далекой цели приобрел опыт сложных переговорных процессов — с бабой Ягой, а затем с купцами, Такой опыт — тоже ДКП, на них можно смело опираться в будущем.
  • К ДКП «нужно хорошо относиться» — лелеять, иначе эти ДКП приобретут конкуренты и можно будет им проиграть.
  • ДКП не «живут сами по себе» — а только при фирме (в сказке — при фирме Андрея и Марьи), потому они в лес и не убежали.
  • Опираясь на ДКП, компания может и доходы дополнительные получить (их хватит, чтобы дворец построить), и трудности преодолеть.
  • И становится понятным: Андрей-стрелок не сильно обманул купцов, так как ДКП для каждого свои — Андрею они подошли, а вот купцам, у которых другой, чисто торговый, бизнес, нужны другие преимущества, другое «не знаю что» (например, надежная система распределения товаров и другое).

А Андрей-стрелок прилетел на родимую сторону, опустился возле своего домишки, смотрит: вместо домишки обгорелая труба торчит.
Повесил он голову ниже плеч и пошел из города на синее море, на пустое место. Сел и сидит. Вдруг, откуда ни возьмись, прилетает сизая горлица, ударилась об землю и оборотилась его молодой женой, Марьей-царевной.
Обнялись они, поздоровались, стали друг друга расспрашивать, друг другу рассказывать.

Последний раз отмечаем, что общение между «влюбленными» было чисто деловое — «обнялись, поздоровались» чисто по мужски — никаких тебе телячьих нежностей между влюбленными.

Марья-царевна рассказала:
— С той поры как ты из дому ушел, я сизой горлицей летаю по лесамда по рощам. Царь три раза за мной посылал, да меня не нашли и домишко сожгли.

Далее все становится понятным: царь первым нарушил договорные отношения: в соответствии с законами РФ Андрей больше не обязан был ему оказывать услуги, а сам продукт «не знаю что» он по праву оставил себе.

Андрей говорит:
— Сват Наум, нельзя ли нам на пустом месте у синего моря дворец поставить?
— Отчего нельзя? Сейчас будет исполнено.
Не успели оглянуться — и дворец поспел, да такой славный, лучше царского, кругом зеленый сад, на деревьях птицы поют, по дорожкам чудные звери скачут.

Итак, приобретя долговременные конкурентные преимущества, бизнес Андрея стрелка и Марьи-царевны стал успешно развиваться. Как видим, дело пошло на лад, и офис новый построили лучше прежнего.

Взошли Андрей-стрелок с Марьей-царевной во дворец, сели у окошка и разговаривают, друг на друга любуются. Живут, горя не знают, и день, и другой, и третий.
А царь в то время поехал на охоту, на синее море, и видит — на том месте, где ничего не было, стоит дворец.
— Какой это невежа без спросу вздумал на моей земле строиться?

Здесь переписчик описывает наше несовершенное земельное право, не будем спорить — есть над чем нам еще работать.

Побежали гонцы, все разведали и докладывают царю, что тот дворец поставлен Андреем-стрелком и живет он в нем с молодой женой, Марьей-царевной.
Еще пуще разгневался царь, посылает узнать, ходил ли Андрей туда — не знаю куда, принес ли то — не знаю что.
Побежали гонцы, разведали и докладывают:
— Андрей-стрелок ходил туда — не знаю куда и добыл то — не знаю что.
Тут царь и совсем осерчал, приказал собрать войско, идти на взморье, тот дверец разорить дотла, а самого Андрея-стрелка и Марью-царевну предать лютой смерти.

Ну, здесь пример попытки обычного рейдерского захвата чужого бизнеса. Но неугомонный переписчик намекает, что такой захват в нашей стране стал проводиться от имени государства.

Увидал Андрей, что идет на него сильное войско, скорее схватил топор, повернул его обухом кверху. Топор тяп да ляп — стоит на море корабль, опять тяп да ляп — стоит другой корабль. Сто раз тяпнул, сто кораблей поплыло по синему морю.
Андрей вынул дудку, задудел — появилось войско: и конница, и пехота, с пушками, со знаменами.
Начальники скачут, приказа ждут. Андрей приказал начинать сражение. Музыка заиграла, барабаны ударили, полки двинулись. Пехота ломит царских солдат, конница скачет, в плен забирает. А со ста кораблей пушки так и бьют по столичному городу.
Царь видит, войско его бежит, кинулся сам к войску — останавливать. Тут Андрей вынул дубинку:
— Ну-ка, дубинка, обломай бока этому царю!
Дубинка сама пошла колесом, с конца на конец перекидывается по чистому полю; нагнала царя и ударила его в лоб, убила до смерти.
Тут и сражению конец пришел.

Как видим, не имея долговременных конкурентных преимуществ, царь проиграл бизнес-сражение партнерству Андрея и Марьи.

Повалил из города народ и стал просить Андрея-стрелка, чтобы взял он в свои руки все государство.
Андрей спорить не стал. Устроил пир на весь мир и вместе с Марьей-царевной правил он этим царством до глубокой старости.

Ай-я-яй, господин переписчик сказки! Если вы намекаете на то, что у нас даже при капитализме президенты правят до глубокой старости, то это вы зря. Все же у нас с юридической точки зрения происходит в рамках нашей конституции. Не любите вы нас! Правда, основные факты изложены без искажений, к ним мы и обратимся к заключительной части нашей интерпретации.

Итоги

Подведем итоги нашему анализу второй части сказки и повторим особенно важные для топ-менеджеров моменты.

  1. Итак, «не знаю что» — это долговременные конкурентные преимущества» (ДКП). Они приобретаются в ходе движения к цели. Причем сама конечная цель становится уже не такой и важной. Она превращается в средство — средство достижения долговременных конкурентных преимуществ, которые неосязаемы, но выручат в трудную минуту. Опираясь на ДКП, можно развить свой бизнес при благоприятных условиях и выдержать опасности в неблагоприятных условиях конъюнктуры рынка.

  2. Мужичок с ноготок с большой бородой, когда к нему Андрей добрался с лягушкой, использовал «не знаю что», которому дал для удобства прозвище сват Наум. Однако сват Наум не был им высоко оценен, что часто встречается в нашем бизнесе: ДКП, что есть у фирмы, не ценятся, а потому легко теряются. Кстати, теперь можно расшифровать загадку автора сказки: «не знаю что» он назвал именем Наум, намекая, что ДКП — это, в первую очередь, приобретенные знания, что «на ум пришли».

  3. В истории с тремя подарками автор сказки уже нам прямо говорит, что «не знаю что» стоит намного дороже любого другого товара: «Хороши ваши диковинки, да моя стоит дороже», — сказал купцам Андрей. Повторим, что сказка нам напоминает, что ДКП не может быть просто так передано от одного юридического лица другому. Для каждой компании уникальным являются ее потенциал в соответствующем бизнес-окружении и приобретенные ДКП.

  4. Царь же, узнав обо всем, решил совершить рейдерский захват выросшего бизнеса Андрея и Марьи, и вот здесь Андрею помогли те продукты, что были закуплены у купцов в обмен на «не знаю что». Судя по описанию, это был хорошо вооруженный ЧОП (частное охранное предприятие), в результате рейдерская атака была успешно отбита.

Что касается переписчика сказки, то простим ему некоторое враждебное отношение к нашей стране — пропустим мимо ушей его колкости. Главное он нам описал правильно, он вынужден был признать, что до появления теории долговременных конкурентных преимуществ в США в конце прошлого века практика использования ДКП уже применялась в древней Руси.

Уважаемые топы! Смело черпайте знания в книгах зарубежных авторов. Но если вы хотите победить западных конкурентов — почаще заглядывайте в русские волшебные сказки.
______________
* Пропп В. Морфология «волшебной» сказки. Исторические корни волшебной сказки. 1998.
** Голик — веник без листьев. Видно, в этой старой сказке баба Яга бочкой еще не обзавелась — на одном голике сама едет верхом, другим погоняет

Еще сказки для топ-менеджеров:
Репка
Теремок
О рыбаке и рыбке
Колобок
Курочка Ряба
Волк и козлята
Красная шапочка
По щучьему веленью
Царевна-лягушка
Иван-царевич и серый волк
Кот в сапогах
Бременские музыканты
Морозко
Заяц, лиса и петух

Владимир Токарев

E-xecutive

Переглядів: 17005 Надіслати другу Версія для друку
 
Дивіться також:
Чотириденний тиждень: результати експерименту
Феномен продуктивності українських команд в умовах війни: 8 висновків
Що означає поняття «психологічна безпека» на робочому місці?
6-годинний робочий день: підсумки експерименту в Швеції
Гібридний формат роботи під час воєнних подій
6 провідних компетенцій керівників майбутнього
Усталость от перемен: как стабилизировать команду
Як знайти підхід до складних колег на роботі?
Зворотний зв’язок: основні правила спілкування зі співробітниками
5 порад щодо внутрішньої комунікації під час війни
Как безболезненно внедрять изменения в компании
Все больше компаний в мире переходят на четырехдневную рабочую неделю
Почему переход на гибридную работу может навредить компании больше, чем полноценная удаленка
Пять ошибок, которые мешают руководить удаленной командой
Самоуправляемые организации: выгоды для собственников и сотрудников
Топ-10 книг об управлении талантами
Почему важно управлять изменениями в компании
9 ошибок менеджеров-джунов
Чому команда не стає зрілою та як це змінити: 5 пасток менеджера
Пять мифов о гибком графике, которые мешают наладить эффективную работу
Как следить за работой сотрудников этично
Как правильно сообщать сотрудникам о грядущих изменениях
4 видео о лидерстве от лидеров
Как критиковать работу сотрудников, чтобы не вызвать сопротивления?
Непродуманная стратегия работы из дома — риск для компании
Как распознать некомпетентного начальника
Выстраиваем работу в коллективе, чтобы не было авралов и простоев
Испания проведет эксперимент с четырехдневной рабочей неделей
Сотрудник уходит: как передать задачи
Как оставаться лидером, когда все работают из дома
В Европе работа из дома становится обязательной
Выход есть: как разработать антикризисный бизнес-план
Как бизнесу повысить эффективность в условиях кризиса
Как ставить задачи, или Почему кофе холодный
4 причини, чому працівники не спілкуються з керівниками
Закаленные карантином: пять сценариев поведения руководителей во время кризиса
17 советов за 17 минут. Мировые и украинские эксперты — о том, как делать бизнес во времена пандемии
Тест на прочность, или В какие офисы мы вернемся после пандемии
Европейцы отказываются работать в старом режиме даже после пандемии
Почему руководителям компаний важно работать с персональным брендом
Сотрудники назвали неуважение к ним главной причиной увольнения
Кто для вас сотрудники — люди или станки?
Слухи в компании: контролировать и использовать
7 шагов негативной обратной связи
Как правильно делегировать: лайфхаки для гендиректора
«Не молчи на меня», или Важность обратной связи
Что нужно делать новому руководителю, чтобы не упустить время
Вы даете обратную связь своим сотрудникам? А руководителям?
Рост компании опережает развитие: действия HR
Четыре типа кадровых решений, которые нужны вам сейчас
Всі новини
Реклама
Проекти для професіоналів
Оголошення
Шановні відвідувачі!
З усіх питань щодо роботи порталу звертайтесь до 
адміністратора
2024 © МЕДІА-ПРО
2024 © HR Liga

Copyright © 2005–2024 HR Liga
Використання матеріалів із журналів Групи компаній «МЕДІА-ПРО» лише за погодженням з редакцією (адміністрацією) порталу.
Редакція (адміністрація) залишає за собою право не розділяти думку авторів матеріалів, що розміщуються.
Редакція (адміністрація) порталу не несе відповідальності за збитки, які можуть бути завдані внаслідок використання, невикористання або неналежного використання інформації, що міститься на порталі.
Відповідальність за достовірність інформації та інших відомостей несуть автори публікацій.
З усіх питань пишіть на admin@hrliga.com