Головна  Карта сайту  Розміщення реклами на порталі

СПІЛЬНОТА КАДРОВИКІВ І ФАХІВЦІВ З УПРАВЛІННЯ ПЕРСОНАЛОМ
Ласкаво просимо
  Новини
  Бібліотека статей
  Нормативна база
  Зразки документів
  Виробничий календар
  Книжкова полиця
  Хто є хто
  Глосарій
  Розміщення реклами
  Наші партнери
  Форум
Нові матеріали
Підписатися на розсилку





Facebook
Реклама
Реклама
Бібліотека статей / Практична психологія
27.03.2007
«Сильный» аксессуар необязательного применения

Так уж повелось — если руководитель может крепко выругаться, значит, он сильный и волевой управленец. По сути, в отечественном менеджменте нецензурные выражения — мощный побудительный стимул для подчиненных выполнять приказания…

Этот управленческий прием по формированию деятельных мотиваций как-то стыдливо замалчивается учебниками и тренинг-пособиями. Складывается впечатление, что начальник может лишь тихо пожурить нерадивого подчиненного, особенно при закрытых дверях и в разговоре тет-а-тет. Причем заметьте, чем больше иерархический разрыв между ними, тем меньше прав у «нижестоящего» ответить руководителю тем же тихим и «смачным» словом — тотчас уволят или накажут «рублем» и дисциплинарно.

Как ни дико это звучит, но право свободно «выражаться» невзирая на ранг — некая мера демократичности и командности в стиле управления. В итоге при равных правах волна нецензурщины неизбежно уменьшается до «полезных», а точнее, функциональных размеров. Если крепкое словцо так живуче даже в среде современных управленцев — значит, оно востребовано. Прежде всего как древний социорефлекс на силу, уверенность и смелость того, кто позволяет себе открыто и вслух выругаться.

Второй момент — использование ненормативной лексики для усиления эмоциональной экспрессии и придание сказанному некоего «энергетического» компонента. Согласитесь, очень часто эмоциональная «окраска» слов важнее их смысла. Нецензурные выражения позволяют особо подчеркнуть то, «как сказано», то есть, по сути, «директ-мейл» мата доходит до глубинных слоев психики субъекта, без проблем минуя социальные, рациональные, «эго-структурные» заслоны и внутриличностные установки. (Ох, как бы порезвился современный рекламный промоушн, дай ему волю изъясняться этим весьма прибыльным и доходчивым языком!) Попутно усиливается имидж и личностный бренд, особенно в ситуациях кризисных, экстремальных или крайне ответственных. В таких случаях общество прощает VIP-персоне невольное выражение чувств при помощи крепкого словца, однако вспоминать «кузькину мать» будут, ох, как долго.

Произнести бранное словцо даже невзначай в принципиальные моменты — все равно что перейти Рубикон и потом сделать вид, будто удалось ног не намочить. Пусть ничего более информативного не было произнесено — у кого есть уши и глаза, тот поймет что, к чему и по чем. Обоюдоострие нецензурных выражений в этом смысле невероятно опасно, ибо может с головой выдать не к месту и не вовремя «ругнувшегося». С другой стороны, искренность таких выражений весьма и весьма убедительна. Собственно говоря, посредством этих слов к нам самим и к внешним слушателям обращается наша подлинная натура, та, которую мы обычно прячем, туманно размышляя о «подсознательном». А это не только эмоциональная непосредственность, но и невидимая рациональному методу кухня выработки нужного решения.

Какие слова предшествовали «эврике»

«Всякой стоящей мысли поначалу предшествует
смутное напряжение и беспокойство.
Фигня, короче».
Козьма Прутков,
«Благоприятное производство мудростей»

О том, что крепкое словцо иногда действительно помогает нащупать верное решение или хотя бы определиться с проблемой, подозрения имеются. Житейские наблюдения также подтверждают тот факт, что талантливые ученые за крепким и метким выражением в карман долго не лезут, хотя очень не любят словесную ругань всуе и без веской на то причины.

Весьма оппозиционное и критическое по своей сути, опасное и раскрепощающее средство — мат, как ластик, стирает из сознания субъекта все то наносное и внушенное, что не позволяет принять правильное решение, особенно в условиях жесткого психологического прессинга. Посредством интонации и с помощью звукового образа к нашему сознанию прорывается подчас глубоко спрятанная и не высказанная истина. Происходит как бы диалог с самим собой в «запретном» режиме, скорее всего малоприятный, но весьма откровенный и полезный, хотя бы в плане самоочищения от накопившегося мусора. Просто «перезагрузиться» как операционная система компьютера мы не можем. И потому при сбоях внутренних и внешних программ иногда срываемся на нелицеприятный словесный образ, чтобы полегчало и в надежде на то, что появится хоть какой-то просвет в обступившей неразрешимости бытия…

Кто как живет, тот так и ругается

Режиссер — драматургу
— Я вашу пьесу прочитал, но ставить ее не буду.
Я, знаете ли, противник мата в театре.
— Но там в тексте нет мата.
— В тексте нет. Мат будет в зале.
Современный анекдот

«Русский», а точнее общеславянский тип брани — поистине уникальное явление, поскольку представляет собой «второй» язык со своим грамматическим набором. Он может не только выражать отношение субъекта к отдельным явлениям и к жизни в целом, но и передавать действие, качество, сравнение. Все что угодно, даже философские сентенции и абстрактные понятия.

Поначалу краткий и односложный мат попал в жернова народного словотворчества и в итоге появился своеобразный языковой «эквивалент» — матерная речь. По богатству и гибкости выражений славянские ругательства, возможно, не имеют себе равных. Поэтому, окунаясь в естественную среду жизни народов постсоветского пространства, необходимо привыкнуть, что ненормативная лексика — это зачастую повседневная речь тех, кто здесь живет. Первое правило общения: такую порой очень витиеватую или, наоборот, очень упрощенную речь из двух-трех слов и одного видоизменяемого глагола не стоит воспринимать как личное оскорбление. С вами таким образом просто… разговаривают. Причем, заметьте, вполне доверительно и дружелюбно — на одном понятийном уровне. Если в таком случае с вашей стороны последует резко отрицательная реакция — значит, вы не «свой». Общность языка порождает как минимум общность мировоззрения. А это в коммуникации немало.

Вы уверены, что сильнее всех ругаются сапожники? Как бы не так. Колоритней ругательств сельских пастухов слышать не приходилось. К этому, видимо, располагает все: социальный статус, психологическая вольница, чарующая природа и непослушная скотина, которая так и норовит влезть «в шкоду». Правда, привыкнув к такому словесному «чародею», добродушные коровки далее без мата ни на шаг. Вероятно, «многоэтажные» эпитеты буренки воспринимают как комплимент, неподдельное внимание и приглашение к диалогу. В итоге увеличиваются надои и улучшается качество молока. Вот только мается потом село, подыскивая на смену достойного виртуоза. Не каждому ведь «это» дано.

Городской, а особенно индустриально-мегаполисный мат гораздо жестче, прагматичнее и злее. В большом городе нужно прежде всего конкурировать с ближним и тут уж не до сантиментов, и тем более не до мировоззренческих философских изысков. Поэтому выражения такого рода однозначно воспринимаются как угроза и нанесение оскорбления. В «большом муравейнике» людские особи отчаянно борются за лучшее место под солнцем и их брань куда озлобленнее. К тому же индустриальная масс-культура заметно унифицирует и обедняет городскую матерную речь, низводя ее буквально до «ублюдочного» словесного придатка примитизированных потребительских инстинктов. Именно такая форма мата наиболее резко осуждается обществом, ибо ее деградирующее влияние очевидно. Ну а в наших городских трущобах и на промышленных окраинах неумение использовать в нужный момент отборнейшую брань порой сказывается на здоровье. Хотя ругаться и драться не одно и то же, а потому лучше действовать молча, нежели, опустив руки, вопить «благим» матом.

Следует помнить, что признак слабых и напуганных — многословие, причитания и ругательства. Умеющий выстоять, будет использовать крепкие выражения как хлыст.

Сленг убьет «ЭТО»?

— Вася, ты как-то чудно говорить стал…
— Дык, на нашем базаре я теперь сейлсмен, Нюра!

Расслоение общества на различные «страты» приводит к ослаблению неформального коммуникационного мостика — пока что явление незаметное, но набирающее обороты. Если не образуется устойчивый и многочисленный «средний класс», придет время отдельного языка для «черни» и «господ» со своими жестко табуированными матерными нюансами. Это как раз тот случай, когда не хотелось бы видеть множество «языковых сендвичей», ибо количество будет означать потерю качества.

Звучит по меньшей мере странно, но пока что мат служит слиянию современного общества в единое целое. Но если появится поколение, которое никогда не ездит в метро и не слышит говора улиц, то и в ситуации с бранной речью оно окажется в осадном положении.

Эпилог мату, кратко переходящий в пролог

На вопрос «Какое слово из трех букв
больше всего любят женщины?»
правильно ответил лишь маленький Вовочка:
«Это слово — мир!»
Анекдот советской эпохи

В последнее время в отечественном бизнесе любителей агрессивных форм мата стало меньше. Спала мутная волна криминалитета, понемногу покидают свои посты бойцы «старой закалки». Превосходно подготовленная молодежь, садясь в кресло менеджера, предпочитает опираться на современные управленческие технологии, а не на «бронебойную харизму» командирской речи. Безвозвратно уходят в прошлое административно-силовые методы принуждения, и вместе с ними понемногу растворяется и их языковая агрессивность. Свобода выбора и возможность удовлетворить личный интерес стимулируют человека больше работать и меньше ругаться. Если же вам повстречался изрядно и не совсем по делу «выражающийся» топ-менеджер, то:

а) либо он весьма неуверенно себя чувствует и его дела не так хороши, как он их «рисует»;
б) либо у него «тяжелое» прошлое;
в) либо он не тот, за кого себя выдает.

В сфере «чистого бизнеса», особенно в области высоких технологий, люди стали ругаться гораздо меньше. Чего, увы, не скажешь о политике. В моменты острых баталий до сих пор гуляет словесный «ботинок» Никиты Сергеевича. Власть и мат в стране пока почти неразделимы.

Сейчас в молодежной бизнес-среде если и звучит крепкое словцо, то скорее для проформы и напускной «крутости». Такое формальное отношение воспитанной молодежи к матерщине объясняется очень просто: нецензурная лексика присуща поколению отцов и дедов, а они, увы, обещанного светлого будущего так и не построили. Прятать фигу в кармане стало уже не нужно, выразить себя можно как-то иначе.

Как говорится, пришло время одиночных киллеров, исчезли массовые драки и стычки «стенка на стенку». Жизнь стала демократичнее, раскованнее, но и беспощаднее относительно индивидуальных промахов и ошибок. Именно в точках кризиса, экстремума и принципиального выбора мат еще иногда предстает в своей первобытной роли — быть охранителем человека, его щитом и оружием.

P.S.

Наблюдайте, кто и как ругается. По аналогии с алкоголем: если человек пьет перед важным делом, значит, слаб и трусоват. Непрерывно кроющий всех и вся таким образом подавляет свой страх. Сильные личности умеют выдержать паузу и словить подходящий момент. Они жестко и небрежно выплевывают крепкое словцо, словно пулю посылают в затвор. И только тогда, когда нужно, не позже и не раньше. Подготовительной словесной шелухи нет вообще. Иногда про такого и не скажешь, что он способен «выражаться», поскольку, «что за шум без драки»?

Пригодится и такое наблюдение: настоящие «бойцы» силу брани, взгляда и движения используют одновременно. Так сказать, синхронный парализующий эффект. В словесную же перепалку они вступают редко и неохотно. Но если приходится отвечать только словом — пощады не ждите: фольклорные изыски тех, кто в совершенстве владеет и умеет пользоваться крепкими выражениями, поистине безграничны.


Небесполезные советы на заданную тему

  • Став неожиданно объектом «матерного» нападения, лучше всего сохранять полную невозмутимость и суверенность, не краснеть, не сжимать кулаки, не опускать глаза и не стыдиться. Идите своей дорогой, не давая впутать себя в «разборку», то есть лучший ответ — действие не нападающее, но позволяющее избежать неприятной ситуации. Не пытайтесь уговаривать, стыдить — эффект будет прямо противоположный. Не стоит пытаться вышибать клин клином — скорее всего от вас ждут именно этого и потому намеренно провоцируют. Свое знание ненормативной лексики приберегите для неизбежного — когда придется дать физический отпор. Крепкое слово, сказанное в нужный момент, краткое и сильное, поможет морально сломить нападающего.

  • Помните, что по-настоящему опасный противник вряд ли будет грязно и шумно ругаться перед тем, как напасть. Чем сильнее человек и чем серьезнее его намерения, тем реже он прибегает к публичной ругани. Поэтому не бойтесь, скорее всего перед вами слабак и истерик и вас таким образом берут на агрессивный «понт».

  • В момент наивысшего ругательного «экстаза» человек по сути беззащитен, поскольку уверен, что нападает и его все боятся. Используйте именно этот момент в свою пользу.

  • Никогда публично не вступайте в перебранку. Запомнится последний и этим последним будете именно вы.

  • Лучший способ урезонить распоясавшегося матерщинника — без свидетелей ответить ему тем же, да позаковыристей. Но если нет практики, тогда не пробуйте. Отличный способ: записать «речь» на видео- или аудиопленку и подарить автору. Эффект гарантирован.

  • Детям придется объяснить, что такое «мат» и почему он существует. Не пугайте их, говоря о том, какие плохие люди, ругающиеся матом. Лучше приучите ребенка к самообороне без крика и ругани. Вы же знаете — дети нас копируют. В народе говорят: «У сварливой хозяйки и собака постоянно лает».

  • Если вам очень страшно, поругайтесь тихонько вслух или про себя. На время отпускает. То же самое, если вам больно, а нужно терпеть и не сломаться.

  • Никогда не используйте бранные слова против друзей, родных и близких. Помните, это обоюдоострое оружие, оно больно и глубоко ранит человека.

  • В компании, где принято общаться под легкий разговорный мат, вставьте хотя бы одно словцо «по-ихнему» — разговор станет доверительнее.

  • Не учите ненормативную лексику специально, тем более, если она не «звучит». Значит, судьба вам уготовила иной путь. Не искушайте ее. Ведь по большому счету, ругаться грех.

  • Но если уж вы ругаетесь — то никогда не фальшивьте. Ложь заметна сразу. Постарайтесь развить «интеллектуальную», образную и индивидуальную речь. Во всем нужен собственный стиль и почерк.

  • Остерегайтесь женщин, любящих вставлять крепкое словцо. Не женское это дело.

  • Не позволяйте себе ругать матом подчиненных. В их глазах вы становитесь не сильнее, а слабее. Также это чревато потерей уважения. Не позволяйте и начальнику распускать язык. Лучше смените начальника, ведь самоуважение дороже денег.

  • Среди ругающейся братии человек, который «этим» не оскверняет свои уста — белая ворона, правда, вызывающая невольное уважение. Но тогда особенно следите за тем, чтобы в кризисные моменты не сорваться.

  • После боя кулаками не машут. И не ругаются.

  • И последнее: если вы любите «бранное словцо», будьте готовы к тому, что рискуете услышать его и в свой адрес. С непривычки, надо сказать, очень неприятно.

Статья предоставлена нашему порталу
редакцией журнала «Генеральный директор»

Джерело: HR-Лига Автор: Тараненко Владимир
Переглядів: 8577 Надіслати другу Версія для друку
 
 
Дивіться також:
Упражнения, которые улучшат вашу память
Не проси — спроси: навык задавать правильные вопросы
Пять вопросов для Фрейда
Советы начинающему карьеристу
Модель эскалации конфликта Ф. Глазла
Развитие эмоциональной грамотности HR-а
Сигналы успеха: шесть приемов, которые помогут выглядеть уверенно
Business Chemistry: четыре стиля сотрудников в команде
Родитель? Взрослый? Ребенок? Кто работает в твоей команде и как наладить с ними коммуникацию?
Психологические приемы в работе с персоналом, или Индивидуальный стиль деятельности
Психоэкология отпуска
Трансакционый анализ как инструмент укрепления дисциплины труда
Графический тест Вартегга
Техника ухода от спора: из опыта эйчара
Стадии жизни человека и практические проблемы кадровой работы
«Полоса препятствий» в эффективном взаимодействии
Настойчивость — второе счастье
Переговоры без поражений
Учитесь властвовать собой
Вся наша жизнь — переговоры…
Управление эмоциональным состоянием сотрудников
Долой камни преткновения!
Неформальные группы внутри организации
Понятие слухов и их признаки
Особенности организации рабочего пространства как средства психологической диагностики личности
Психологическая подготовка к деятельности в особых и экстремальных условиях
Социально-психологические исследования на предприятии как инструмент кадровой работы
О чем поведают наши рисунки
Определение служебных (должностных) функций сотрудников
Профессиональное выгорание работников, его причины и возможные последствия

Реклама
Проекти для професіоналів
Оголошення
Шановні відвідувачі!
З усіх питань щодо роботи порталу звертайтесь до 
адміністратора
2024 © МЕДІА-ПРО
2024 © HR Liga

Copyright © 2005–2024 HR Liga
Використання матеріалів із журналів Групи компаній «МЕДІА-ПРО» лише за погодженням з редакцією (адміністрацією) порталу.
Редакція (адміністрація) залишає за собою право не розділяти думку авторів матеріалів, що розміщуються.
Редакція (адміністрація) порталу не несе відповідальності за збитки, які можуть бути завдані внаслідок використання, невикористання або неналежного використання інформації, що міститься на порталі.
Відповідальність за достовірність інформації та інших відомостей несуть автори публікацій.
З усіх питань пишіть на admin@hrliga.com